branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Власти хотят вернуть потраченные на АвтоВАЗ миллиарды

В кризис правительство РФ решает предоставить тольяттинской компании помощь в размере 75 млрд рублей. Теперь Минпромторг задается вопросом, как вернуть эти деньги...
Когда ВАЗ начал вставать на ноги и продажи тольяттинских машин вновь поползли в гору, заместитель министра промышленности и торговли РФ Андрей Дементьев вдруг захотел вернуть государству все деньги, которые были потрачены на АвтоВАЗ за последнее время.

Мы все помним, что полтора года назад, в разгар кризиса, махина АвтоВАЗа была готова раздавить сама себя – прокормить прорву руководства и персонала на жалкие продаваемые 25 000 авто в месяц (сейчас эта цифра составляет около 50 000) было невозможно.

В октябре 2009-го Минпромторг был уже готов вбить гвозди а крышку гроба предприятия. Тогда по поручению Игоря Шувалова все тот же замминистра промышленности и торговли РФ Андрей Дементьев направил в правительство РФ письмо, где указал на то, что дальнейшие финансовые вливания в АвтоВАЗ неоправданны. Фактически в этом письме он провел линию судьбы автозавода – как сборочного предприятия. Тот год гигантский автозавод закончил с кошмарным долгом в размере 76,23 млрд рублей – реструктуризация такой огромной задолженности будет невозможна, считал Дементьев, поэтому смысла выделять деньги заводу – нет. Минпромторг тогда предлагал единственный, на его взгляд, приемлемый вариант сохранения АвтоВАЗа: министерство предлагало фактически передать АвтоВАЗ Внешэкономбанку, персонал завода сократить почти вдвое, до 55 тысяч человек, и сделать упор на сборочное производство конкурентоспособных (не вазовских) моделей. Высвободившихся людей предлагалось трудоустроить в специально созданном промышленном технопарке в Самарской области и на других площадках по производству автокомпонентов для других российских автопредприятий.

Но уже к декабрю 2009 года находится совершенно другое решение проблемы АвтоВАЗа. Правительство РФ решает предоставить тольяттинской компании помощь в размере 75 млрд руб. Эти средства будут направлены на погашение банковской задолженности и обеспечение ликвидности предприятия на краткосрочный период. Министр финансов РФ Алексей Кудрин рапортует о переводе первого денежного транша в рамках государственной помощи ОАО «АвтоВАЗ» уже в декабре 2009 г. «В уставный капитал «Ростехнологий» внесено 12 млрд руб., которые затем поступят в АвтоВАЗ», – говорил глава Минфина. Ни о каком возврате средств речи не идет и деньги передаются «Ростехнологиям» и АвтоВАЗу в помощь, для оперативных расходов.

Глава «Ростехнологий» С. Чемезов рассказал, что правительственные 75 млрд рублей, пошедшие на поддержку АвтоВАЗа, предоставлены в качестве займа – это 25 млрд рублей, и в качестве увеличения уставного капитала компании – 50 млрд рублей поступило в виде допэмиссии.

Сегодня Минпромторг, выступавший в 2009 году против выделения АвтоВАЗу гигантских государственных средств, заговорил об их возврате. «Что касается возможности возврата средств, вложенных государством в развитие автопрома, я считаю, что это необходимое условие любых инвестиций – они всегда должны окупаться как можно эффективней», – отметил уже в январе 2011 года заместитель министра промышленности и торговли РФ Андрей Дементьев.

По его словам, АвтоВАЗ сейчас находится на этапе серьезного реформирования: «Действия, которые АвтоВАЗ предпринимает вместе со своими акционерами, в первую очередь Renault-Nissan, абсолютно правильные и позволяют рассчитывать на создание действительно эффективного автопроизводства, интегрированного в систему достаточно эффективную, интересную и зарекомендовавшую себя на мировом рынке».

Только вот чтобы вернуть 75 млрд рублей обратно в госбюджет в чистом виде, АвтоВАЗу нужно будет заработать эти деньги. Если с каждой проданной машины выделять на погашение долга по 10 000 рублей, то заводу надо будет выпустить 7,5 млн автомобилей – это примерно 12 лет, либо увеличивать наценки на свои машины. Скорее всего, государство может считать возвратом 75 млрд рублей только рост стоимости предприятия «АвтоВАЗ» и доли акций, принадлежащей «Ростехнологиям».