Электромобили не переживут русской зимы
Электромобили не переживут русской зимы
Статьи 19 января 2011
Статьи 19 января 2011
Электромобили не переживут русской зимы
Движение электромобилей по миру семимильными шагами, похоже, остановится у границ северных государств, к которым относится и холодная Россия. Батареи пока не сильно справляются с вращением колес и с питанием массы дополнительного оборудования автомобиля, остро необходимого на борту в зимний период...
Электромобили могут оказаться бесполезными в России 
Европейские государства пинками заталкивают своих граждан в «счастливое» владение экологически чистым транспортом. Причем эти «пинки» весьма внушительны и выливаются во вполне приличные денежные суммы. Так, Великобритания запустила государственную программу стимулирования спроса на электрокары. Теперь правительство Туманного Альбиона собирается выплачивать субсидию в размере 5 тысяч фунтов (5950 евро) всем покупателям электрических автомобилей. Во Франции доплачивают покупателям электрокаров 5000 евро, в Китае – эквивалент 5600 евро, а в США – около $7300 (5500 евро).

Программы эти пока, как правило, рассчитаны на 2011 год, а там, глядишь, покупатели и сами раскусят прелести электроавтовладения, ведь общепризнано, что эксплуатация электрокара обойдется как минимум в 5-7 раз дешевле бензинового конкурента. Но продажи электрических автомобилей сдерживает и их отсутствие в автосалонах. Пока еще эти автомобили производятся особо мелкими партиями. В Европе на данный момент более-менее распространена только японская Mitsubishi i-MiEV. Хотя в скором времени Nissan обещает завалить Европу машинами относительно большой (размеры сегмента С) и недорогой модели Leaf.

Однако эксплуатировать электрокары придется не только в идеальных условиях лета, но и в реальных условиях зимы. России еще очень далеко до электрификации транспорта, однако уже сейчас стоит посмотреть, что могут и чего не могут делать электромобили в холодную зиму. У нас в стране электромобили не продаются вообще, и поэтому обратимся к немецкому опыту зимней эксплуатации некоторых электромобилей. Технологии постоянно развиваются, и поэтому автомобили, попавшие на зимний тест в Auto Motor und Sport, можно назвать еще довольно сырыми электромобилями; оказалось, что в мороз они пасуют перед холодом.

Россияне прекрасно знают, как легко можно посадить аккумулятор зимой. Достаточно не новому аккумулятору постоять на средненьком морозе ночь, и уже утром он не справится с заводом бензинового двигателя автомобиля. А тут, в электромобиле, аккумулятор еще и постоянно заставляют крутить колеса.

Батареи страдают от холода по двум причинам. Во-первых, электролит, который является проводящим веществом электрического аккумулятора автомобиля и обеспечивает электропередачу между положительным и отрицательным полюсом. В холодную погоду электролит густеет, и электрохимические процессы в батарее протекают медленнее. Плохая проводимость электролита увеличивает так называемое внутреннее сопротивление батареи, которая выдает гораздо меньше энергии на выходе. В простых литиево-ионных батареях электрического автомобиля при температурах ниже минус 20 градусов электролит может даже полностью замерзнуть. Но в принципе хорошие батареи могут работать и при температуре минус 50 градусов. В любом случае батарея теряет в мощности, и значительно, что сказывается на производительности автомобиля.

Для испытаний электромобилей были разработаны специальные условия с подключением к процессу огромной холодильной камеры и горки специализированной аппаратуры. Испытаниям подверглись четыре автомобиля: электрический Smart ForTwo ED, FIAT 500 Karabag стоимостью сумасшедших почти 50 000 евро, Mitsubishi i-Miev за 34 400 евро и абсолютно неизвестный неказистый немецкий автомобильчик Mia Electric стоимостью 19 500 евро.

Все машинки, откровенно говоря, очень маленькие и изначально, пока в них не разместили тяжелые батареи, – очень легкие. В идеальных летних условиях они способны проходить на электричестве под двести километров за раз. Дальность поездки – пока самый важный для электромобилей показатель, так как полной инфраструктуры для них еще нигде не создали, и владельцам надо быть очень внимательными, чтобы к моменту разряда батарей вновь оказаться у редкой розетки с электричеством.

Smart, вскормленный электричеством немецкими инженерами из Mercedes, способен при температуре в комфортные +23 градуса протянуть на одной зарядке 156 км. В относительно несуровую зиму, при минус семи, этот показатель уменьшается почти вдвое – до 80 км. И виноват в этом не столько замерзший электролит, сколько масса дополнительного оборудования, обеспечивающего водителю комфортное существование в холодной машине. Батарею быстро разряжают включенные печка и подогрев сидений. Зато у водителя есть специальный прибор, позволяющий следить за состоянием батареи, и специальная кнопка, включающая отдельный подогреватель для нее.

Разработчики 500 Karabag специально отказались от электрического отопителя в салоне, чтобы он не «съедал» аккумуляторы. А для тех, кто собирается эксплуатировать машину в холодных условиях, Fiat предлагает странное решение – установку на экологически чистый автомобиль за дополнительную плату «грязного» бензинового обогревателя. Литиево-полимерная батарея корейского производителя емкостью 22 кВт·ч теряет не так много, как конкуренты, – 20%, и FIAT при холодной погоде пробегает 105 км. Дополнительные расходы владельца электрического FIAT на зимнюю бензиновую печку составят 0,5 литра бензина в час. Небольшой бак позволяет автомобилю простоять до 15 часов в пробках и не дать замерзнуть своим пассажирам. Другим электрокарам этого сделать просто не удастся.

Mitsubishi i-MiEV тоже теряет в холод почти половину своего запаса хода. Его литиево-ионный аккумулятор емкостью 16 кВт·ч позволяет автомобилю проехать в теплое время около 110 км, а при минусовой температуре – около 60 км. Причем сама батарея теряет в производительности не так много – 22 процента, просто машина, как и Smart, имеет электрическое отопление, а также единственная на тесте, у кого есть еще и кондиционер.

Трехместный электрический вагончик Mia потерял семь процентов и способен проехать зимой 95 км – почти столько же, сколько и летом. Но автомобиль будет очень холодным: никаких обогревателей в салоне автомобиля нет вообще, а электрический двигатель не выделяет столько тепла, сколько бензиновый. Автомобильчик, может быть, и хорош для города, но только летом.

Кирилл Орлов
Комментарии