Москву еще можно спасти
Статьи 23 декабря 2010
Статьи 23 декабря 2010
Москву еще можно спасти
Президент Гильдии автомобильных журналистов, глава Агентства социальной безопасности Ольга Неделина в своем блоге на AutoNews.ru делится своим видением решения транспортных проблем российской столицы...
Москву еще можно спасти 
Я всегда вожу с собой в машине новокаин и шприцы. Эта привычка за двадцать лет спасла немало людей... Появилась она после одной аварии, когда на дороге от болевого шока умер молодой мужчина. Тогда новокаина у врачей хватило лишь на одного пострадавшего...
Дорога для меня все: жизнь, работа, отдых, возможность видеть мир...
Первый автомобиль в моей семье появился двадцать лет назад.
Его купил муж, заплатив почти целое состояние. Просто мне тогда потребовалось срочно дорогостоящее лечение.
Так автомобиль стал «моими ногами».
Благодаря машине, я смогла начать работать и даже хорошо зарабатывать.


Я всегда шучу: «Шоссе из Дмитрова в Москву моя «дорога жизни». А перед глазами калейдоскоп событий, в сравнении с которым меркнут фильмы-ужасов: аварии, дети, водители, с оторванными головами, ползущие по дороге искореженные тела, реанимобили, не вмещающие пострадавших, бессилие, боль, эвакуаторщики, дерущиеся за право «утащить» то, что осталось от «погибших автомобилистов», расстрелянные на посту гаишники, друзья, падающие в пропасть, сестра, кричащая в трубку телефона «спаси моего сына... мы попали в аварию»… Правильнее было бы назвать ее «дорога смерти». Но так по всей стране или еще хуже.
Когда вокруг столько горя, личные проблемы, болезнь постепенно отходят на второй план...
Собираясь на работу, я со страхом смотрю в окно, проклиная зиму. Хотя когда-то любила снег...
Я третирую своих родственников, друзей, водителей, заставляя их осваивать тонкости безопасного вождения, соблюдать правила, не лихачить, не выезжать на встречную, бояться пьяных на дорогах, наркоманов, ездить аккуратно, соблюдать правило трех Д - «Дай Дорогу Дураку»... А если ходить пешком, то подальше от дорог и переходов, от машин во дворах... Друзья смеются: «Лучше вообще сидеть дома...
Хотя когда-то мечтала путешествовать.
Я «достаю» гаишников, дорожников, журналистов, автомобилистов, устраиваю массовые «уроки безопасного вождения», воспитываю парковщиков... Вопрос «зачем» задают уже все реже.
Просто я верю, что каждый способен многое изменить. Я знаю, что, помогая другим, можно сделать свою жизнь безопаснее. И надеюсь, что Москву, мой любимый город, еще можно спасти.
1999 год заявил о себе первым общественным резонансом против московских муниципальных парковок. Город уже начинал задыхаться от пробок и беспредела парковщиков. Правительству Москвы пришлось проявить тогда огромную изобретательность, убеждая журналистов и общественность, что «парковки на асфальте – явление временное», «правительству Москвы нужно время, чтобы изучить международный опыт», исправить градостроительные ошибки предыдущих лет и навести порядок на дорогах.Помню в какой растерянности пребывали тогда чиновники столицы, как метались, не зная, чем успокоить общество, восставшее против бандитов на муниципальных парковках.
Парковщиков «вразумили». Кого-то сняли с работы, кого-то посадили. «Громилы в желтых жилетах» постепенно превратились в «собирателей чаевых», предлагая «присмотреть» и «помочь припарковаться». Бизнес так и остался нелегальным.
Город продолжал задыхаться... Кто-то организованно и планово превращал транспортные артерии Москвы в умирающие, плотно закупоренные сосуды.
А что власти? Предлагали за все «наказывать нерадивых водителей, паркующихся, где придется, занимались популизмом на тему «народный гараж», стравливали автомобилистов с пешеходами, строили дороги по 400 млн. долларов за километр.
За долгие годы общественной «дорожной жизни» я выработала свои способы выживания в пробках:
-стала редко выезжать в Москву, беря подработку на дом, за город (благо появились интернет и связь). Хотя сильно при этом потеряла в заработке;
-научилась работать в машине (ноутбук, мобильный интернет и телефоны). Это позволило сохранить нервные клетки в пробках и быть всегда на связи. Но ударило по карману: расходы на бензин, телефоны, интернет, водителя, встречи в кафе (до офиса часто не удается доехать), восстановление зрения (чтение в авто)
-создала виртуальную систему взаимопомощи на дорогах, в которую включила всех друзей и партнеров, дабы хоть кому-то иметь возможность оперативно помогать. Благо есть Skype. Пробки и расстояния свели почти на нет возможность встречаться с друзьями и партнерами...
Ситуация, гибко «подстроившись под пробки», изменилась и... стала еще более тупиковой.
Пробки подчинили себе жизнь многомиллионного города, сделав ее невыносимой и экономически ущербной.
Неправильная градостроительная политика властей и как следствие – отвратительная организация дорожного движения – стали причиной главной беды на дорогах – пробок.
Сейчас в руках у нового мэра Сергея Собянина - разлагающийся организм, требующий оперативной чистки и срочной санации. В противном случае, все остальные меры будет бесполезны, а действия похожи на «поступь в кандалах».
Как осуществить санацию на практике?
Часть построек придется сначала просто снести.
И только потом заниматься реализацией плана по спасению города от пробок. Правительство Москвы вынесло свои предложения по наведению порядка на дорогах на общественное обсуждение специалистами и гражданами. Некий «мозговой штурм», который правильнее было бы назвать «мозговой шторм», способный поднять из глубин или утопить все рациональное. Без независимых профессионалов – экспертов, способных «вытаскивать иголки из стога сена», >ответственно предлагать, разъяснять общественности, власти, бизнесу последствия тех или иных возможных шагов, очередной идеологической (а затем и экономической) катастрофы не избежать.
Ведь какова реальность?
Сейчас строительство дорог, связывающих районы с магистралями, отстает на годы и десятилетия от графика.
Транспортные потоки Москвы, Подмосковья и сопредельных областей двигаются в обе стороны хаотично. Единой системы регулирования и организации движения данных потоков нет.
В градостроительной программе отсутствуют признаки, характеризующие предназначение столицы: «город для жизни», «город для работы», «город для туристов» и т.п.
Развязки на кольце не пригодны для движения транспорта или бестолковы.
Развязки построены сами по себе, а дороги сами по себе, хотя это единый организм, наподобие кровеносной системы человека. Тромб в одном месте – и все... » - читаем мы многочисленные комментарии экспертов в СМИ.
Порядок на дорогах поручено наводить инспекторам ГИБДД. Хотя власти должны заниматься разработкой законодательных механизмов, обеспечивающих безопасное и комфортное перемещение автомобилистов, пассажиров и грузов по дорогам, организацией движения , а ГИБДД или дорожная полиция – следить за исполнением закона.
В результате, следить за исполнением законов, как это происходит во всем мире, некому.
Новых механизмов – законов, способных переломить ситуацию, нет.
Что мы видим в итоге?
Всего лишь цепную реакцию. Транспортные проблемы усугубляют экономические проблемы города, тормозят развитие реального бизнеса, стимулируют коррупцию и рост цен. Только «паразиты» и «клещи» способны развиваться, тучнея на парализованном теле.
Вот всего лишь несколько советов - что делать. Простой срез мирового опыта.
1. Прежде всего необходимо ответить на вышеуказанные главные вопросы, распределить роли и зону ответственности чиновников.
2. Необходимо перепланировать Транспортную систему города только во взаимосвязи с возможностью свободно перемещаться, путешествовать и комфортно жить в нем.
3. Правда сначала придется выявить и обнародовать перечень системных пробелов организации дорожного движения, парковок, строительства, инфраструктуры и наказать виновных.
4. Еще придется составить четкий перечень градостроительных «ошибок», дабы их не повторять.
Что еще может войти в перечень главных вопросов?
Например, не всем очевидно, что строительство подземных парковок в центре города проблемы не решит, а только усугубит ее. Приток транспорта в центр еще больше загрузит дороги, а, следовательно, ухудшит проходимость, экологию и «съест» время пассажира и водителя в пути, говорит зарубежный опыт. Платные муниципальные парковки закрыли всего год назад. А новых подземных паркингов в массовом количестве в Москве так и не построили, так как нет единой политики и адекватных проектов.
Введение платы за дороги и расширение границ столицы - проблему не решит, а социальную напряженность усилит. К тому же, никем не учитываются последствия эффекта « расползания города.
Программа развития общественного городского транспорта должна, помимо разнообразия, предусматривать его взаимозаменяемость. Как в конструкторе «лего». Но пока лишь все в стадии «лозунгов».
Предварительная аналитика показывает, что в Европе наступает эра интермодального транспорта. То есть троллейбусы, автобусы, трамваи, подземное и наземное метро постепенно выгоняют машины за пределы центра города и открывают дороги для пешеходов. Чтобы люди пересели на обычный общественный транспорт, для них продумываются и создаются самым серьезным образом убедительные стимулы. Людям не просто становится выгодно отказываться от авто – это еще и комфортно.
И только потом правительство принимает политику снижения использования личных автомобилей, введения платных дорог и прочих карательных мер.
Улицы для пешеходов и легкие транспортные пути, перевозящие сто-двести человек в пешеходных зонах, по мнению зарубежных экспертов, важнее, частных «авто». Прекрасная идея «использовать двухъярусные автобусы, троллейбусы». Прекрасный транспорт, но на него требуются средства.
Тенденции Метро (мировой опыт) — больше линий и станций метро в сочетании с легким железнодорожным транспортом. Снижение тарифов на общественный транспорт. Мы никогда не сократим использование автомобиля, если будет дешевым бензин, бесплатными дороги и парковки, говорят эксперты и предлагают понизить тарифы на общественный транспорт.
Это должно быть намного выгоднее, чем водить собственную машину. И совсем не так, как сейчас. Моей семье, даже проклиная пробки, гораздо дешевле из Подмосковья приехать в столицу на одном автомобиле, чем тратиться на электрички, автобусы и метро. Притом, что бензин уже достаточно дорогой, а общественный транспорт малокомфортабельный.
 
Сейчас все ждут от Собянина срочных спасительных мер и немедленных результатов. Хватит ли у него сил? Мировой опыт внушает некий оптимизм. Ведь многие мэры, взявшие на себя такую ответственность, имевшие намерения и упорство решить транспортную проблему, с задачей в той или иной степени справились. Опыт Парижа и Лондона ведь не в том, что дороги там «стали платными». Прежде всего, их города остались пригодными «для жизни».
На создание существующей катастрофической ситуации в Москве были потрачены годы и огромные деньги. А у Сергея Собянина всего несколько месяцев и несформированный бюджет. Трудновыполнимая задача...
К тому же, без изменения законов на Федеральном уровне проблемы Москвы не решить. Новому мэру приходится «резать по живому». А, значит, необходимо предварительно провести колоссальную аналитическую работу, сложное моделирование всех планируемых изменений и возможных последствий. Не уверена, что в Департаменте управления транспорта и связи Москвы имеются надлежащие человеческие и материальные ресурсы. Хотя в намерениях самого мэра «радикально изменить ситуацию на дорогах Москвы», сомневаться не приходится. У него просто нет другого выбора.

Перейти к оригиналу статьи на блогах autonews >>
Комментарии