branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Борьба с пробками 2.0: новый план Собянина

Московское правительство опубликовало уточненный и дополненный план мер по борьбе с пробками. Красочная презентация обещает нам к 2025 году город-сад: просторный и удобный, где жители ездят на метро, а их машины тем временем стоят на уютных парковках...
Борьба с пробками 2.0: новый план Собянина
Борьба с пробками 2.0: новый план Собянина
На сайте правительства Москвы появился документ, который будет определять качество жизни практически каждого москвича в ближайшие годы. Нет, речь не о квартплате и пенсиях. Документ имеет название «Город, удобный для жизни. Приоритетные направления деятельности правительства Москвы по решению транспортных проблем столицы» и концентрирует в себе все идеи, высказывавшиеся за последние месяцы мэром Москвы Сергеем Собяниным и его командой.


Главное его отличие от версии 1.0, опубликованной в ноябре, – учет общественного мнения. Сличая два документа, отчетливо видишь, что над обращениями москвичей в мэрии действительно работали. Так, например, исчезли категоричные заявления относительно запрета на въезд в Москву грузовиков с 15 января, который вызвал широчайший резонанс со стороны ритейлеров и транспортных компаний. Теперь в плане вместо запрета значатся обтекаемые формулировки «поэтапная реорганизация», «разработка логистических схем» и т. п. Вместе с тем предельную отчетливость обрели планы реконструкции и строительства дорог: места расширения трасс, обустройства пешеходных переходов, развязок и других объектов выверены буквально до метра – здесь, несомненно, поработали сами горожане, приславшие в мэрию более 15 000 конкретных предложений по улучшению транспортной обстановки.

Впрочем, назвать документ популистским не поворачивается язык. Например, С. Собянин предлагает горожанам отказаться от святая святых – права единолично и независимо восседать в собственной машине. Он призывает отказаться от принципа «одна машина – один пассажир» и намерен стимулировать поездки в максимально заполненных автомобилях. Приверженцам «экстенсивного землепользования», ратующим за неограниченное расширение дорожной сети, план Собянина также не понравится: приоритет в нем отдан общественному транспорту. Авторы документа поясняют свою позицию тем, что 80% пассажиропотока в Москве приходится на автобусы, метро и электрички, а личным автотранспортом добираются до работы лишь 20% москвичей. Во имя этих 80% в Москве провозглашается принцип «доминирования общественного транспорта»: в документе особо подчеркивается, что он взят из опыта управления крупнейшими зарубежными мегаполисами.



В предстоящем году власти выделят на решение транспортных проблем 203 млрд руб., причем 31% от этой суммы будет выделено на развитие дорожной сети, 62% – на развитие общественного транспорта, 3% – на развитие гаражно-парковочного пространства, 3% – на развитие системы управления дорожным движением, 1% – на решение прочих проблем.

Беспрецедентная сумма – 56 млрд рублей – будет выделена их столичного бюджета на строительство метрополитена. Следующий год, согласно планам правительства, будет посвящен в основном «раскачке»: из реальных проектов метростроевцы обещают лишь открыть вход на станцию «Сретенский бульвар» и продлить ветку от «Марьино» на 4,5 километра, построив станцию «Зябликово». Зато строительных заделов на будущее будет создано более 30 километров, и уже в 2012-м новые станции посыплются как из рога изобилия: «Новокосино», «Братеево», «Пятницкая», «Жулебино», «Технопарк»... Так же подробно расписан и план действий на 2013 и 2014 годы, а в перспективной схеме до 2025 года обозначены практически все когда-либо предлагавшиеся проекты метро, включая третий пересадочный контур и Солнцевскую линию. Нет только ветки до Зеленограда, целесообразность которой пока не очевидна для градостроителей.



Активно продвигает С. Собянин и новые виды транспорта, разработка которых при прежнем правительстве шла ни шатко ни валко: скоростной трамвай и городскую электричку. Первые три маршрута скоростного трамвая уже намечены и будут проложены в ближайшем будущем. Они соединят поселок Северный со станциями метро «Алтуфьево» и «Медведково», Балашиху – с шоссе Энтузиастов, а также пройдут по району Западное Бирюлево. Что же касается электрички, то здесь планируется реанимировать гигантский проект электрификации Малого кольца Московской железной дороги и организации пассажирского движения по нему. Только в 2011 году на подготовительные работы по этому проекту будет выделено 2,5 млрд рублей, а дата запуска движения и вовсе благоразумно не раскрывается – напомним, ранее московские власти переносили сроки неоднократно. Однако когда кольцо станет пассажирским, москвичи получат практически дублер ТТК, по которому можно будет проехать на комфортабельном электропоезде и выйти на одной из 30 станций, 19 из которых станут пересадочными узлами.

Кстати, о ТТК. В новом плане С. Собянин совершенно определенно дает понять, что не намерен потакать «гигантомании» Ю. Лужкова в отношении строительства дорог. Во всем 36-страничном документе ни разу не упоминается Четвертое транспортное кольцо, как будто этого проекта в Москве никогда и не существовало. Не менее грандиозные проекты Северной и Южной рокад помещены в разряд лишь «перспективных» под меткой «Экспертиза на соотношение строительных затрат и конкретных транспортных эффектов». К таким же сомнительным отнесены проекты трасс – дублеров Кутузовского и Волгоградского проспектов и Дмитровского шоссе.



Тем не менее недострои (и прежде всего «Большая Ленинградка») будут завершены – бросать их на полдороге новый мэр не намерен. Объекты высокой транспортной готовности – а это также подъезды к «Москва-Сити», реконструкция Дмитровского шоссе и шоссе Энтузиастов, развязка Вешняки – Люберцы, второй выезд из Куркино – поставлены в приоритетную часть плана. Однако в дальнейшем, до разработки нового градостроительного плана, дорожники ограничатся «точечными уколами». Основными задачами на ближайшие годы станут локальные работы: сооружение карманов для заезда транспорта к остановкам, установка или демонтаж светофоров, строительство пешеходных переходов, а также «сшивка» дорожной сети путем соединения соседствующих улиц (львиная часть этих предложений исходила от самих москвичей). По расчетам, даже такие «мелочи» способны существенно разгрузить дороги.

А в среднесрочной перспективе для Москвы будет разработан совершенно новый суперплан. Этот всеобъемлющий документ будет охватывать все сферы городского хозяйства, имеющие отношение к транспорту. Он будет регламентировать, сколько машино-мест будут обязаны предусматривать строители, какой будет плотность улиц в районах новой застройки, как Москва будет взаимодействовать с Подмосковьем в регулировании транспортных потоков... В общем, на смену методу «латания дыр» должен наконец-то прийти цивилизованный способ планирования на отдаленное будущее. И тогда, может быть, москвичам больше не придется завидовать жителям Нью-Йорка или Шанхая.