branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Почему ё-мобиль лучше любых «Жигулей»

Созданный за кратчайшие сроки ё-мобиль все же рискует не дожить до реальных испытаний. О судьбе проекта рассуждает блогер AutoNews.ru Елена Костякова, которой удалось пообщаться с техническим директором проекта...
В Ё-павильоне я не обнаружила ни пафосной трибуны, ни мест для прессы: аккуратный подиум, где расставлены автомобили, возле них – разработчики проекта в спецодежде. «Где же шампанское и Прохоров?» – спросила я у советника по стратегическому маркетингу ООО «ё-Авто» Дмитрия Ярота, который скромно стоял у гардероба. «Не исключаю, что вы его сейчас здесь увидите», – ответил он. Похохатывая, тот действительно скоро появился в зале и был, похоже, абсолютно доступен для общения и всех желающих.

В зале можно было найти также технического директора проекта, главного конструктора, главного инженера, дизайнера, программиста и так далее. Все они были абсолютно открыты и доброжелательны, позитивно и порой даже неосторожно отвечали на любые, самые каверзные вопросы подкованной публики, подъехавшей с автопромышленной конференции «АСМ-Холдинга». В общем, вся команда была на месте, и она будет здесь работать до 12 января и терпеливо объяснять все желающим, что же это за Ё-мобиль такой.

Я не знаю, способен ли Ё-мобиль «ехать», но он действительно заряжает эмоциями – во многом благодаря, конечно, силам команды, которая у него есть. А наличие команды – уже часть успеха.

В этом смысле Ё-мобиль радикальным образом отличается от того же АвтоВАЗа, который, обладая огромными ресурсами, в последнее время не мог сделать свои выставки доступными для народа. Вазовские прототипы практически никогда не открывались, в последнее время до некоторых нельзя было даже дотрагиваться. Специалисты, как правило, прячутся где-то в коридорах выставочного стенда и достучаться до них почти нет возможности. Плюс любой публичный выход АвтоВАЗа, как правило, сопровождается ореолом огромной тайны и скрывающихся «грешков».

Ё-мобиль не такой. Организаторы заинтересованы в распространении информации и намерены общаться с москвичами и туристами, не прячась. Откровенно и душевно, так натурально рассказывают о двигателях и т. д. – как будто это действующий автосалон, и можно уже купить машину и на ней уехать. Кроме того, абсолютно все машины производят впечатление рабочих – у них открываются двери, в них настоящие сиденья, кнопочки, можно сесть, можно порулить, оценить интерьер. В зале также стоят макеты двигателей, работу которых можно посмотреть наглядно, а также макет панели приборов с электронным табло, где ведущий программист объяснит вам, как работает электромобиль и как им управлять. На стене демонстрируются лозунги и кино, провозглашающие дорогу в светлое будущее.

Самое главное – конечно, предельная открытость специалистов, которые горят желанием выложить все, что знают, и поделиться техническими подробностями, которые, впрочем, лично мне оценить сложно.

Тем не менее, несмотря на то что Ё-проект несет с собой ауру радости и добра и дает потрясающее ощущение ВОЗМОЖНОСТИ, эксперты, с которыми удалось поговорить, очень скептически настроены по этому поводу. Многие считают нереальным реализовать проект в том виде, в котором он презентуется сейчас. Первичные инвестиции в 150 млн евро (объем производства 10 тыс. автомобилей в год) – это мизер, их не хватит ни на что, говорят они – ни на покупку оборудования для производства двигателей, ни на сами двигатели. Сказать, что автомобиль сырой, – ничего не сказать. Деньги уйдут в предварительную работу, в проектирование, до реального производства не дойдет и о проекте благополучно забудут, считают наши эксперты, что, впрочем, все равно принесет свои очки и Прохорову и действующему режиму.

Для чего же это все нужно? Создание позитивной атмосферы и псевдодостижений, которая в свою очередь сыграет свою роль в 2012 году, на который назначены выборы. Есть еще один интерес, говорят люди: бизнесмена интересует площадка автозавода ЗИЛ, которую впоследствии можно будет пустить под собственные коммерческие нужды, и на модной автомобильной волне сделать такие пиар-инвестиции в виде Ё-мобиля не жалко.

Денег здесь, похоже, не считают. Что сколько стоит – инженеры не знают, да им это и не нужно знать – они просто с удовольствием делают свою работу. Из чего все это будет собираться – неизвестно, и когда станет известно – тоже неизвестно. Технический директор проекта «ё-Авто» Александр Синкевич сообщил, что на повестке дня – работа с кузовом. Это, скорее всего, чисто дизайнерские заморочки, которыми приятно заниматься – не более того. Место производства, – еще раз повторил Ярота, – уже определено, но озвучить его почему-то категорически отказываются. Вопрос доводки автомобилей и дорожные испытания – тоже открытый. На эту тему мы немного побеседовали с Александром Синкевичем, который является профессиональным инженером-испытателем. На первый вопрос, будут ли вообще проводиться испытания прототипов, он ответил, что это будет зависеть «от того, какой месяц будет за окном».

– Это все не так важно, – сказал он. – Важно то, что многие испытания невозможно проводить зимой. Управляемость, устойчивость, шум, токсичность – для этого нужна температура воздуха выше +5 градусов и сухой асфальт.

– А разве испытания в реальных зимних условиях для «народного» автомобиля необязательны?

– Зимние испытания – это уже ресурсные испытания, это другое. И это решается. Если нам понадобится такие испытания проводить летом – мы не будем ждать зимы. Мы поедем в Испанию или Италию. Ведь на сегодняшний день климатические испытания можно провести в лаборатории. Например, на той же «Магне» в Австрии есть лаборатория, в которой мы автомобиль можем испытать до -55 градусов, сами стоя снаружи в маечках.

– То есть даже по испытаниям будете привлекать сторонних партнеров?

– Конечно.

– А может быть, АвтоВАЗ? Они в аренду сдают свои мощности... аэротрубу например...

– С удовольствием. Аэродинамика нам тут в меньшей степени интересна, все-таки скорость мы тут ограничили до 130 км/ч и, конечно, ее влияние не такое высокое. Аэродинамика после 80 км/ч начинает работать. Климат – конечно, мы с кем-то проведем эту работу.

– Но ведь «Магна» – это очень дорого, наверное...

– А вы знаете, что на ВАЗе это может быть дороже, например? Потому что это будет дольше в три раза! Вот и ответ на ваш вопрос. Мы ищем самое эффективное решение.

– А кроме «Магны» кого можно привлечь?

– Ну, EDAC например, Myer английская, компаний очень много инжиниринговых – это может быть любая инжиниринговая компания, чьи испытания будут подтверждаться мировым сертификатом. Этого будет достаточно, чтобы провести испытания одни в Испании, другие в Германии, третьи в России – получить одобрение транспортного средства. Это основной документ, который позволяет машины продавать пользователю.

– И когда приступите к испытаниям?

– Вторая половина следующего года. Точнее не могу ответить – еще очень большой объем инженерных работ предстоит.

– А после НГ что конкретно будете делать по проекту?

– Кузов прежде всего. Сейчас это прототипы, но мы на пороге решения очень радикального по технологии построения кузова. Не формообразования – а «как?» и «из чего?». Если мы говорим, что в основе будет полимерный композит – это «из чего?«, а «как?» – это прессовое оборудование с подогреваемыми формами, это понимание у нас есть, но нет окончательной оценки всех параметров – над этим работают наши инженеры. Двигатели и т. д. – это все параллельно. У нас есть понимание, что мы двигаемся в правильном направлении, и есть стратегические решения. И 90%, что мы нашли решение, которое может перевернуть автомобильный инжиниринг в принципе.

Выходя из салона поздно вечером, я обнаружила зевак, прильнувших к стеклу. «Что, сегодня только по приглашениям?» – весело и с сожалением спросили парень с девушкой. «Сегодня да. Приходите 2 января – вход свободный». «Ага, спасибо!» – очень даже заинтересованно отозвались те...

Елена Костякова



Перейти к оригиналу статьи на блогах AutoNews >>