branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Работай на АвтоВАЗе или сдохни с голоду

Скандальное письмо, запрещающее тольяттинским фирмам-поставщикам принимать на работу инженеров-«дезертиров» с ВАЗа, просочилось в прессу. Тем самым Волжский автогигант продолжает забивать гвозди в крышку собственного гроба...
Поразительный документ оказался в распоряжении редакции «За рулем». Речь идет о приказе, запрещающем тольяттинским компаниям принимать на работу высококвалифицированных инженеров, которые, возможно, хотели бы сбежать с АвтоВАЗа. Иначе поставщики рискуют получить проблемы с дирекцией завода.

«Работай на АвтоВАЗе или сдохни с голоду» – наверное, как-то так можно расценить послание заводской дирекции, подписанное вице-президентом по закупкам Д. Кашаповым и вице-президентом по техническому развитию Е. Шмелевым. В письме говорится о том, что существуют некие «риски» того, что специалисты АвтоВАЗа, которых успели обучить новой процедуре соблюдения стандартов качества Renault/Nissan Alliance New Product Quality Procedure, из-за более высокой зарплаты могут перейти на работу в тольяттинские фирмы по производству автокомплектующих.

А утечки персонала сейчас допустить ни в коем случае нельзя, считают на ВАЗе. Письмо, попавшее в прессу, получило большой резонанс в тольяттинской общественности, вызывало противоречивые чувства в душе...

Насколько этично и профессионально оправданно такое письмо в духе «наших никого на работу не берите» – мне трудно судить. Я могу рассуждать субъективно. В Тольятти с работой плохо. Это моногород. Но кое-какие предприятия, имеющие отношение к автомобильной промышленности, кроме ВАЗа, там все же есть. Только пойти работать на них, как выяснилось, нельзя – ВАЗ обидится. Возможно, Renault-Nissan действительно потратила какие-то средства на обучение вазовцев, однако были ли с ними подписаны какие-то контракты, ограничивающие свободу на право выбора места работы, мне неизвестно. Мне думается, что не были, поскольку еще летом в производственной программе завода все было очень непонятно, сначала уволили несколько тысяч человек – затем начали набирать студентов по каким-то краткосрочным контрактам.

Конечно, таким образом завод пытается удержать хотя бы тех специалистов, которые у него еще остались, – еще в прошлом году по своей воле ВАЗ покинуло много людей, которые не верят его руководству, не видят идеи, не видят команды, не верят в продукт. О том, что люди покидают завод сами, говорил в интервью AN и тогдашний вице-президент по персоналу Дмитрий Михаленко и позже подтверждал вице-президент по техническому развитию Евгений Шмелев. Последний тогда еще обозначил , что не хватает опытных инженеров и высококлассные спецы, владеющие навыками цифровых технологий и компьютерного моделирования, вообще-то в большом дефиците. Кстати, Михаленко тогда говорил, что зарплата инженера НТЦ составляет чуть выше 17 тыс. рублей. Однако работа на умирающем заводе, пока туда окончательно не пришла Renault, не воодушевляет молодежь, которую интересует какой-никакой карьерный и личностный рост, профессиональные успехи, плюс нужно еще как-то содержать семьи.

Письмо завода говорит мне о неимоверном цинизме, неуважительном и уничижительном отношении к людям, которых новая дирекция завода воспринимает как не более чем «винтики», о полном отсутствии человеческого фактора – на то, что будет с людьми и автомобильными компетенциями в регионе, им реально наплевать. Налицо полный разрыв связей внутри коллектива – при том что действующая производственная культура в принципе давно устарела, мне думается, что без идеи преемственности, которую, кстати, пиарят и активно используют практически ВСЕ мировые автопроизводители, – в самое ближайшее время на ВАЗе будет сохраняться полный раздрай.

Саму идею рынка как такового – будь то авторынок или рынок рабочей силы – АвтоВАЗ сводит к нулю. АвтоВАЗ всегда работал вне рыночных условий и сейчас существует исключительно благодаря средствам налогоплательщиков. Для высококлассных инженеров на ВАЗе давно работы – НЕТ. Найти им работу по профилю в городе уже давно довольно проблематично, бросать все, начинать жизнь с нуля – не выход. Идет какая-то работа по созданию Lada Granta (low-cost), RF-90, чего-то там говорят про будущую модельную линейку, но ничего принципиально нового пока на заводе не создается. Максимум, чем развлекаются на ВАЗе – это палитра цветов. Вот и новый информповод нашелся, новый цвет «премьер» – вроде как новый «продукт»... Угу.

Кроме того, это опять же не дает шанса совершенствоваться системе поставщиков, которым много говорили о том, что надо переходить на новые стандарты качества – а где взять специалистов? С рынка их, надо полагать, не возьмешь – потому что рынок рабочей силы, как видно, душат на корню. Между тем у поставщиков все еще хуже, чем у самого завода, – ситуация действительно очень угнетающая , пока еще люди держатся на «старых запасах».

Между тем проблема локализации и развития автокомпонентной базы, кажется, приобретает все большие масштабы – особенно после принятия новых правил промсборки , согласно которым автокомпании обязаны наладить выпуск как минимум 300 тыс. автомобилей в год и инвестировать в производство не менее 500 млн долларов. Завтра в «АСМ-Холдинге» должна состояться обширная дискусия на эту тему, где должны присутствовать представители Минпромторга и большинства автозаводов и прояснить ряд вопросов на эту тему.

P.S. Кстати, встречайте харизматичного лидера «АСМ» Александра Ковригина среди наших блогеров).

Елена Костякова



Перейти к оригиналу статьи на блогах AutoNews >>