Autonews
Статьи

Водители наплевали на ужесточение штрафов

Подходит к концу 2010 год, запомнившийся водителям существенным ужесточением ответственности за нарушения ПДД. Несмотря на суровость новых мер, показатели аварийности практически не снизились. Это признает даже ГИБДД...
Водители наплевали на ужесточение штрафов
Водители наплевали на ужесточение штрафов 
ГИБДД МВД России опубликовала официальную статистику дорожной аварийности в стране за 11 месяцев 2010 года. Огромный документ объемом в несколько десятков страниц охватывает все регионы, включая в себя и общие показатели количества ДТП, и более конкретные цифры – например смертность среди детей и подростков или количество погибших по вине нетрезвых водителей. Но главной цифрой является вот эта: 182 481 ДТП было зарегистрировано ГИБДД с начала 2010 года. По сравнению с 11 месяцами 2009-го число ДТП снизилось всего на 1,7% – таков оказался результат масштабных реформ.

При этом в разных регионах РФ эффективность работы Госавтоинспекции различалась разительно. Если не брать в расчет экзотику вроде Чукотского автономного округа, где число ДТП за год сократилось на 20% (было 22, стало 18), то наиболее неблагополучным регионом в 2010 году традиционно остался юг. Число и тяжесть последствий ДТП выросли в Ингушетии, Карачаево-Черкесии, Чечне... Не слишком благополучно обстоят дела и на Дальнем Востоке: в Магаданской области, например, в этом году произошло на 11% больше аварий, чем в прошлом. На этом фоне Москва и Санкт-Петербург демонстрируют очень благоприятные показатели: в двух столицах число аварий сократилось на 3,2% и 5,1% соответственно.

К счастью, надо отметить, что смертность в ДТП в России уменьшается значительно быстрее, чем количество аварий. Всего с начала года на дорогах страны погибли 24 109 человек – это на 4,6% меньше, чем годом ранее. Особенно радует тот факт, что водители стали гораздо ответственнее подходить к употреблению алкоголя: число аварий, спровоцированных пьяными, сократилось за год на 5,4%, а смертность в таких ДТП уменьшилась на целых 19,5%. Хотелось бы надеяться, что эти цифры обусловлены не только введением абсолютного «сухого закона» на дорогах, но и ростом сознательности автомобилистов.

Правда, к сожалению, если пьяницы и наркоманы поумерили свою прыть, то нерадивых родителей образумить оказалось не так просто. В результате с начала года в России произошло 18 802 ДТП с участием детей – на 1,8% больше, чем годом ранее. Эти аварии унесли жизни 821 ребенка, причем 50 смертей пришлось на Москву и Московскую область, а 30 – на маленький Дагестан. Для сравнения, во всем огромном Красноярском крае в 2010 году погибло на дорогах 16 детей. Тем не менее детская смертность в ДТП в среднем по России также сократилась – на 4,4%.

При этом настораживает рост числа ДТП с тяжкими последствиями – к ним относятся аварии с большим количеством жертв. Посудите сами: на 155 таких аварий, зафиксированных в этом году, приходится 590 погибших и 1009 пострадавших. Практически все из них – либо крушения автобусов, либо страшные лобовые столкновения перегруженных легковых автомобилей: причинами таких ДТП служат фатальные неисправности транспортных средств, опьянение водителя или грубые нарушения ПДД.

Еще один интересный показатель из статистики ГИБДД – удельная аварийность в расчете на 10 000 зарегистрированных в регионе транспортных средств. Средняя по России цифра составила 43,4, при этом из каждых 100 000 человек населения РФ в уходящем году пострадали в ДТП 178. Столица и в этом рейтинге показывает более чем благополучную картину: в Москве попали в ДТП лишь 30 из каждых 10 000 машин, а пострадали 70 жителей на каждые 100 000. А вот для Петербурга показатели оказались близкими к общероссийской норме.

И наконец завершает обзор интереснейшая цифра, которой ГИБДД по сути разоблачает себя и дорожные службы: число ДТП, произошедших из-за неудовлетворительного состояния дорог и улиц. Ямы и колдобины, неработающие светофоры и нечитаемые знаки, отсутствие разметки и фонарей стали причиной 35 995 аварий. Это 19,7% от общего количества аварий в России, а рост этого показателя по сравнению с 2009 годом составил более 10%. Остается лишь резюмировать, что при таких темпах разрушения дорог улучшить статистику ГАИ не смогут никакие драконовские штрафы.