branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Автохлам не спас Россию от унижения

Пока вся Европа активно закупается новыми автомобилями, в России на тысячу человек приобретается лишь 13 машин. И это при том, что продажи в нашей стране благодаря программе утилизации и восстановлению автокредитования выросли на 30%...
Автохлам не спас Россию от унижения
Автохлам не спас Россию от унижения
Бурный рост российского авторынка в будущем возможен благодаря низкой обеспеченности автомобилями наших граждан сегодня. Сейчас по этому показателю Россия занимает одно из последних мест в Европе, несмотря на предпринимаемые правительством меры. Хуже - только на Украине.

В целом, проанализировав продажи новых легковых машин в европейских странах с 2007 по 2010 год в расчете на душу населения, аналитики агентства «Автостат» пришли к заключению, что автомобили становятся все популярней. Правда, исключением стал прошлый год, когда на фоне общего спада авторынка отмечался рост продаж только в тех странах, где действовали программы утилизации автохлама.

Например, по итогам 2009 года на первом месте оказалась Германия с показателем 46 проданных автомобилей на каждую тысячу жителей, обогнав даже бессменного лидера – Бельгию. Стоит при этом отметить, что бельгийский авторынок в прошлом году показал рост более чем на 15%, хотя никаких стимулирующих программ в этой стране не проводилось, просто закончился кризис и люди вернулись к привычной жизни.

Итак, в нынешнем году с большим отрывом вновь лидирует Бельгия, где реализация машин продолжает расти – более чем на 15%, а на каждую тысячу жителей по итогам 2010 года будет продано 52 новых легковых автомобиля. На втором месте по этому показателю идет Австрия – в этой стране на 1000 жителей в нынешнем году придется 41 купленный автомобиль. На третьем месте Швейцария с показателем 37 машин. Интересно, что крупнейшие авторынки Европы в «тройку» лидеров по продажам автомобилей на душу населения не вошли и следуют далее: Германия (35 шт.). Франция (34 шт.), Италия (34 шт.) и Великобритания (33 шт.).

Как отмечают эксперты, авторынок Греции в 2010 году показывает наибольшее падение в Европе – порядка на 35%. В результате если по итогам 2009 года в этой стране было продано 21 авто на 1000 жителей, то в нынешнем году – только 13. Столько же машин в нынешнем году придется на тысячу россиян, хотя продажи автомобилей в нашей стране благодаря программе утилизации и восстановлению автокредитования по итогам 2010 года вырастут порядка на 30%. Отметим, что по продажам машин на душу населения наша страна занимает одно из последних мест в Европе. Позади – только Польша и Украина с показателями 9 и 4 проданных авто на каждую тысячу жителей соответственно.

Между тем проведенный недавно ВЦИОМом опрос показал, что из-за низкого уровня доходов россияне не спешат приобретать автомобили, хотя по сравнению с кризисным годом желающих обзавестись машиной стало больше (18% против 11% годом ранее). Правда, большинство из них собираются сделать это в отдаленной перспективе 2-3 лет (11%), а не в ближайшем году (7%). Показательно также, что наиболее активные намерения купить автомобиль демонстрируют москвичи и петербуржцы (24%), 18-24-летние россияне (21%) и обеспеченные граждане (31%). Нет таких планов у пожилых (91%) и малообеспеченных (81%) людей.

Как прогнозируют в агентстве «Автостат», в ближайшие два-три года российский рынок будет достаточно динамично развиваться и в 2013 году превысит докризисный уровень в 2,8 млн автомобилей. В дальнейшем рост несколько замедлится, и на уровне 3,3-3,5 млн автомобилей в год произойдет стабилизация автопродаж в нашей стране. По словам эксперта, анализ макроэкономических показателей и ключевых факторов, воздействующих на российский рынок, показывает, что преодолеть планку в 3,5 млн автомобилей в год в России не получится, по крайней мере без значительных мер поддержки со стороны российских властей. Тем не менее данный уровень ежегодных продаж будет соответствовать примерно 25-30 автомобилям на 1000 жителей. А это к тому времени будет сопоставимо с показателями таких стран, как Чехия, Португалия или Финляндия. Больше машин в отношении к населению (от 30 до 50 штук) продается лишь в странах с более высоким уровнем жизни – в Германии, Франции, Италии, Великобритании, Австрии, Швейцарии. В России же такой уровень автомобилизации в ближайшем обозримом будущем пока недостижим.



Уступает Россия большинству европейских стран и по автомобилизации населения в целом. Согласно данным «Автостата», в 2010 году средний показатель обеспеченности автомобилями в нашей стране составил 238 машин на 1000 жителей. Иными словами, на автомобиле ездит почти каждый четвертый россиянин. А ведь еще в 1997 году этот показатель был вдвое меньше – 118 автомобилей, и с тех пор неуклонно увеличивался. Между тем по соотношению автопарка и населения Россию превосходит даже Южная Корея (252 машины). Что уж говорить про страны Западной Европы, где на каждую тысячу жителей автомобилей приходится в два раза больше, чем в России, – 450-500 единиц. С большим отрывом лидирует по автомобилизации Италия – на 1000 жителей этой страны приходится 598 машин. В Германии, которая является крупнейшим авторынком Европы, этот показатель составляет 505 автомобилей. Как и в Западной Европе, машину имеет почти каждый второй житель Америки (446 шт.) и Японии (455 шт.).

Россиянам, впрочем, не скоро удастся достичь таких показателей. Согласно концепции «Автопром-2020», к обозначенному году автомобилизация в нашей стране составит 363 машины на тысячу человек. То есть владеть автомобилем будет каждый третий житель России. С учетом уровня доходов российских граждан даже при быстром приросте парка (на 1,5-2 млн машин в год) автомобилизация в нашей стране достигнет европейского уровня (400-500 автомобилей на 1000 жителей) через 20-25 лет. Любопытно, что самые низкие в мире показатели по обеспеченности автомобилями – в Китае (19 машин) и Индии (всего 9 авто). Неслучайно большинство мировых автопроизводителей рассматривают эти страны как наиболее перспективные рынки.

Александр Чупров