Autonews
Статьи

Иномарки из России убьют АвтоВАЗ

Еще несколько лет назад иномарки местной сборки занимали менее 20% российского рынка. Сегодня «нашемарка» – это уже каждый третий автомобиль, реализуемый в России, а к 2014 году иномарок «Made in Russia» будет продаваться больше, чем отечественных и импортных машин вместе взятых. Любопытно, что большинство россиян считают «нашемарки» иностранными автомобилями...
Автосервисы
Autonews
Искать больше не нужно.
Гарантируем качество услуг.
Всегда рядом.
Выбрать сервис
«Нашемарки» заполонят российский рынок
«Нашемарки» заполонят российский рынок 
Впервые в истории российского авторынка в нынешнем году иномарок местной сборки может быть продано больше, чем импортных автомобилей, а также машин отечественных брендов. По данным «АСМ-Холдинга», за девять месяцев 2010 года продажи «нашемарок» показали почти двукратный рост (+94,4%) и составили 419,4 тысячи штук, тогда как реализация импортных автомобилей увеличилась только на 20,8%, до 432,7 тысячи машин. Таким образом, с учетом более высокой динамики иномарки «Made in Russia» в нынешнем году могут обогнать импорт по объему продаж. Более того, иномарки российского производства уже превзошли по реализации отечественные машины, которых было продано 399 тысяч единиц (+33,4%). В результате доля последних в 31,7% впервые оказалась меньше, чем рынок «нашемарок», занявший 33,4%. А ведь еще несколько лет назад иномарки местной сборки были в меньшинстве – в 2007 году, к примеру, на них приходилось 18,9% продаж.

По мнению экспертов, доминирование «нашемарок» на российском авторынке обеспечили главным образом высокие пошлины на импортные автомобили, а также государственные программы стимулирования покупки машин российского производства, включая иномарки. «Условия в рамках утилизационных программ сделали сегмент иномарок локального производства более доступным для потребителя», – отмечает партнер по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли PwC в России Наталия Щербакова. К тому же некоторые иномарки, участвующие в программе утилизации, предлагались с дополнительной «скидкой от производителя». К примеру, двойной утилизационный бонус на Skoda Fabia, которым можно было воспользоваться до 31 августа, обеспечил марке третье место по продажам в рамках программы в целом. Кроме того, сами дилеры разрабатывают программы по привлечению покупателей (кредитные линии, дополнительное обслуживание и пр.), что создает дополнительной стимул для покупателей, говорит Н. Щербакова.

Стоит отметить, что если российский рынок, по прогнозам экспертов, выйдет на докризисный уровень к 2014 году, то производство иномарок в нашей стране может установить новый рекорд уже в нынешнем году. Согласно прогнозу агентства «Автостат», по итогам 2010 года с российских конвейеров сойдет порядка 573,2 тысячи иномарок, то есть больше, чем в рекордном 2008 году (549,3 тыс. шт.). Наряду с ростом спроса на «нашемарки» столь высокий результат объясняется прежде всего запуском новых автозаводов, увеличением действующих мощностей и расширением модельного ряда. Так, в нынешнем году в России были открыты два новых предприятия по производству иномарок – калужский завод PSA Peugeot Citroen и Mitsubishi, а также петербургский Hyundai. Между тем уже действующие предприятия увеличивают производительность, вводя новые мощности (как всеволожский Ford и московский «Автофрамос») и запуская вторую смену (калужский Volkswagen, петербургские GM и Nissan). Продолжает пополняться и количество иностранных моделей, выпускаемых в нашей стране, причем с началом их местного производства импорт этих автомобилей, как правило, прекращается. Среди новинок только последних месяцев – от Mitsubishi Outlander и BMW X1 до Haima 3 и Vortex Codra (бывшая Chery Amulet). На очереди – абсолютно новый кроссовер SsangYong New Actyon и внедорожник Nissan Murano, которые должны поступить в продажу в начале будущего года.

Стоит отметить еще одну тенденцию в производстве иномарок, которая получила начало в нынешнем году. Впервые иностранные автопроизводители стали выводить на российский рынок автомобили, разработанные с учетом требований российских потребителей и климатических условий нашей страны. Так, в июне Volkswagen начал производство седана Polo, он поступил дилерам в начале сентября, а уже на второй месяц продаж стал бестселлером марки в России, собрав заявки на полгода вперед. Hyundai также представил свой «российский» автомобиль – седан Solaris, который появится в продаже в январе 2011 года и призван стать самой продаваемой моделью Hyundai в нашей стране. Кроме того, PSA Peugeot Citroen заявлял о намерении к 2013 году разработать на платформе С4 абсолютно новый седан для российского рынка.

Между тем крупнейшим производителем иномарок в России четвертый год подряд становится калининградское предприятие «Автотор». По итогам девяти месяцев 2010 года «Автотор» уверенно лидирует по выпуску иномарок с показателем 114,5 тысячи собранных машин (в 2,4 раза больше, чем годом ранее), а по итогам года планирует изготовить рекордные за всю свою историю 140 тысяч автомобилей. Как отмечают эксперты, лидерство «Автотора» объясняется более привилегированным положением калининградского завода даже по сравнению с предприятиями, работающими в рамках режима «промсборки». Дело в том, что как резидент особой экономической зоны Калининградской области «Автотор» специализируется в основном на крупноузловой сборке и ввозит автокомплекты по нулевым таможенным пошлинам, чем не преминули воспользоваться многие зарубежные автопроизводители, в том числе имеющие собственные заводы в России. Среди партнеров калининградского завода – BMW, General Motors и KIA.

Тем не менее две трети выпускаемых в России иномарок производятся в режиме «промсборки». Так, по данным «АСМ-Холдинга», из 424,1 тысячи иномарок, сошедших с российских конвейеров в январе-сентябре, 283,6 тысячи автомобилей были выпущены в режиме «промсборки». Как поясняет Н. Щербакова, такие иномарки получают меры господдержки, участвуют в программах льготного автокредитования и утилизации, а компоненты для сборки иномарок в России в рамках режима «промсборки» облагаются льготными пошлинами. «Для автопроизводителей, планирующих развивать массовое производство на общих платформах в России, это оптимальный формат, который предоставляет возможность локализации модельного ряда», – отмечает Н. Щербакова.



Кстати, среди иностранных автопроизводителей, работающих по соглашениям с российским правительством о промышленной сборке, в 2010 году сменился лидер. Три года самым «продуктивным» автозаводом становился московский «Автофрамос» со своим бестселлером Renault Logan, а в нынешнем году наибольшее количество автомобилей в рамках режима «промсборки» было выпущено на калужском предприятии Volkswagen. По данным «АСМ-Холдинга», за девять месяцев с его конвейера сошло 73,2 тысячи автомобилей – это почти вдвое больше (+89,9%), чем годом ранее. По словам PR-менеджера Volkswagen Group Rus Юлии Карулиной, высокий результат объясняется тем, что в октябре прошлого года на калужском предприятии было запущено производство полного цикла – на 11 месяцев раньше срока, установленного соглашением «о промсборке», и в течение последнего года запущено в общей сложности четыре модели. В настоящее время VW выпускает в Калуге по полному циклу Volkswagen Tiguan, Skoda Octavia и Fabia, а также новейший Volkswagen Polo Sedan, разработанный специально для российского рынка. Кроме того, продолжается крупноузловая сборка VW Multivan и Touareg, при этом, по словам Ю. Карулиной, SKD-сборка ведется уже не по соглашению «о промсборке», в рамках которого фаза SKD закончилась.

Стоит также отметить петербургское предприятие Toyota – это единственный автозавод в России, который в кризисном 2009 году увеличил производство и в нынешнем году также показывает наибольший рост – за девять месяцев в 2,5 раза, до 11,4 тысячи автомобилей. По словам специалиста отдела по административным вопросам и связям с общественностью «ТММР» Ольги Крайнюк, текущего объема производства заводу Toyota позволили достичь рыночная ситуация и потребительский спрос. Как добавляют эксперты, несмотря на то что продажи седанов Camry российской сборки в январе-сентябре снизились на 5%, до 11,9 тысячи машин, увеличение объемов выпуска объясняется тем, что в июне прошлого года российские дилеры Toyota перешли на реализацию автомобилей Camry только петербургского производства.



Что касается перспектив «нашемарок» в России, то, согласно прогнозу «Автостата», в перспективе они будут увеличивать свою долю на российском рынке и к 2014 году могут занять более 50% всех продаж. По мнению Н. Щербаковой, рост доли иномарок местной сборки в России будут обеспечивать программы государственной поддержки автомобилей локального производства, а также высокие таможенные пошлины на импортные машины.

Интересно, что, согласно недавно проведенному ВЦИОМ опросу, 60% россиян считают иномарки, даже произведенные в России, иностранными автомобилями. Распространенность этого мнения Н. Щербакова объясняет тем, что при производстве иномарок в режиме «промсборки» российских комплектующих действительно используется немного, а в основном все детали импортные. По словам экспертов, сказывается также привычка определять автомобиль по бренду, вне зависимости от места производства и степени локализации.

Александр Чупров