branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Иномарки из России убьют АвтоВАЗ

Еще несколько лет назад иномарки местной сборки занимали менее 20% российского рынка. Сегодня «нашемарка» – это уже каждый третий автомобиль, реализуемый в России, а к 2014 году иномарок «Made in Russia» будет продаваться больше, чем отечественных и импортных машин вместе взятых. Любопытно, что большинство россиян считают «нашемарки» иностранными автомобилями...
Впервые в истории российского авторынка в нынешнем году иномарок местной сборки может быть продано больше, чем импортных автомобилей, а также машин отечественных брендов. По данным «АСМ-Холдинга», за девять месяцев 2010 года продажи «нашемарок» показали почти двукратный рост (+94,4%) и составили 419,4 тысячи штук, тогда как реализация импортных автомобилей увеличилась только на 20,8%, до 432,7 тысячи машин. Таким образом, с учетом более высокой динамики иномарки «Made in Russia» в нынешнем году могут обогнать импорт по объему продаж. Более того, иномарки российского производства уже превзошли по реализации отечественные машины, которых было продано 399 тысяч единиц (+33,4%). В результате доля последних в 31,7% впервые оказалась меньше, чем рынок «нашемарок», занявший 33,4%. А ведь еще несколько лет назад иномарки местной сборки были в меньшинстве – в 2007 году, к примеру, на них приходилось 18,9% продаж.

По мнению экспертов, доминирование «нашемарок» на российском авторынке обеспечили главным образом высокие пошлины на импортные автомобили, а также государственные программы стимулирования покупки машин российского производства, включая иномарки. «Условия в рамках утилизационных программ сделали сегмент иномарок локального производства более доступным для потребителя», – отмечает партнер по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли PwC в России Наталия Щербакова. К тому же некоторые иномарки, участвующие в программе утилизации, предлагались с дополнительной «скидкой от производителя». К примеру, двойной утилизационный бонус на Skoda Fabia, которым можно было воспользоваться до 31 августа, обеспечил марке третье место по продажам в рамках программы в целом. Кроме того, сами дилеры разрабатывают программы по привлечению покупателей (кредитные линии, дополнительное обслуживание и пр.), что создает дополнительной стимул для покупателей, говорит Н. Щербакова.

Стоит отметить, что если российский рынок, по прогнозам экспертов, выйдет на докризисный уровень к 2014 году, то производство иномарок в нашей стране может установить новый рекорд уже в нынешнем году. Согласно прогнозу агентства «Автостат», по итогам 2010 года с российских конвейеров сойдет порядка 573,2 тысячи иномарок, то есть больше, чем в рекордном 2008 году (549,3 тыс. шт.). Наряду с ростом спроса на «нашемарки» столь высокий результат объясняется прежде всего запуском новых автозаводов, увеличением действующих мощностей и расширением модельного ряда. Так, в нынешнем году в России были открыты два новых предприятия по производству иномарок – калужский завод PSA Peugeot Citroen и Mitsubishi, а также петербургский Hyundai. Между тем уже действующие предприятия увеличивают производительность, вводя новые мощности (как всеволожский Ford и московский «Автофрамос») и запуская вторую смену (калужский Volkswagen, петербургские GM и Nissan). Продолжает пополняться и количество иностранных моделей, выпускаемых в нашей стране, причем с началом их местного производства импорт этих автомобилей, как правило, прекращается. Среди новинок только последних месяцев – от Mitsubishi Outlander и BMW X1 до Haima 3 и Vortex Codra (бывшая Chery Amulet). На очереди – абсолютно новый кроссовер SsangYong New Actyon и внедорожник Nissan Murano, которые должны поступить в продажу в начале будущего года.

Стоит отметить еще одну тенденцию в производстве иномарок, которая получила начало в нынешнем году. Впервые иностранные автопроизводители стали выводить на российский рынок автомобили, разработанные с учетом требований российских потребителей и климатических условий нашей страны. Так, в июне Volkswagen начал производство седана Polo, он поступил дилерам в начале сентября, а уже на второй месяц продаж стал бестселлером марки в России, собрав заявки на полгода вперед. Hyundai также представил свой «российский» автомобиль – седан Solaris, который появится в продаже в январе 2011 года и призван стать самой продаваемой моделью Hyundai в нашей стране. Кроме того, PSA Peugeot Citroen заявлял о намерении к 2013 году разработать на платформе С4 абсолютно новый седан для российского рынка.

Между тем крупнейшим производителем иномарок в России четвертый год подряд становится калининградское предприятие «Автотор». По итогам девяти месяцев 2010 года «Автотор» уверенно лидирует по выпуску иномарок с показателем 114,5 тысячи собранных машин (в 2,4 раза больше, чем годом ранее), а по итогам года планирует изготовить рекордные за всю свою историю 140 тысяч автомобилей. Как отмечают эксперты, лидерство «Автотора» объясняется более привилегированным положением калининградского завода даже по сравнению с предприятиями, работающими в рамках режима «промсборки». Дело в том, что как резидент особой экономической зоны Калининградской области «Автотор» специализируется в основном на крупноузловой сборке и ввозит автокомплекты по нулевым таможенным пошлинам, чем не преминули воспользоваться многие зарубежные автопроизводители, в том числе имеющие собственные заводы в России. Среди партнеров калининградского завода – BMW, General Motors и KIA.

Тем не менее две трети выпускаемых в России иномарок производятся в режиме «промсборки». Так, по данным «АСМ-Холдинга», из 424,1 тысячи иномарок, сошедших с российских конвейеров в январе-сентябре, 283,6 тысячи автомобилей были выпущены в режиме «промсборки». Как поясняет Н. Щербакова, такие иномарки получают меры господдержки, участвуют в программах льготного автокредитования и утилизации, а компоненты для сборки иномарок в России в рамках режима «промсборки» облагаются льготными пошлинами. «Для автопроизводителей, планирующих развивать массовое производство на общих платформах в России, это оптимальный формат, который предоставляет возможность локализации модельного ряда», – отмечает Н. Щербакова.



Кстати, среди иностранных автопроизводителей, работающих по соглашениям с российским правительством о промышленной сборке, в 2010 году сменился лидер. Три года самым «продуктивным» автозаводом становился московский «Автофрамос» со своим бестселлером Renault Logan, а в нынешнем году наибольшее количество автомобилей в рамках режима «промсборки» было выпущено на калужском предприятии Volkswagen. По данным «АСМ-Холдинга», за девять месяцев с его конвейера сошло 73,2 тысячи автомобилей – это почти вдвое больше (+89,9%), чем годом ранее. По словам PR-менеджера Volkswagen Group Rus Юлии Карулиной, высокий результат объясняется тем, что в октябре прошлого года на калужском предприятии было запущено производство полного цикла – на 11 месяцев раньше срока, установленного соглашением «о промсборке», и в течение последнего года запущено в общей сложности четыре модели. В настоящее время VW выпускает в Калуге по полному циклу Volkswagen Tiguan, Skoda Octavia и Fabia, а также новейший Volkswagen Polo Sedan, разработанный специально для российского рынка. Кроме того, продолжается крупноузловая сборка VW Multivan и Touareg, при этом, по словам Ю. Карулиной, SKD-сборка ведется уже не по соглашению «о промсборке», в рамках которого фаза SKD закончилась.

Стоит также отметить петербургское предприятие Toyota – это единственный автозавод в России, который в кризисном 2009 году увеличил производство и в нынешнем году также показывает наибольший рост – за девять месяцев в 2,5 раза, до 11,4 тысячи автомобилей. По словам специалиста отдела по административным вопросам и связям с общественностью «ТММР» Ольги Крайнюк, текущего объема производства заводу Toyota позволили достичь рыночная ситуация и потребительский спрос. Как добавляют эксперты, несмотря на то что продажи седанов Camry российской сборки в январе-сентябре снизились на 5%, до 11,9 тысячи машин, увеличение объемов выпуска объясняется тем, что в июне прошлого года российские дилеры Toyota перешли на реализацию автомобилей Camry только петербургского производства.



Что касается перспектив «нашемарок» в России, то, согласно прогнозу «Автостата», в перспективе они будут увеличивать свою долю на российском рынке и к 2014 году могут занять более 50% всех продаж. По мнению Н. Щербаковой, рост доли иномарок местной сборки в России будут обеспечивать программы государственной поддержки автомобилей локального производства, а также высокие таможенные пошлины на импортные машины.

Интересно, что, согласно недавно проведенному ВЦИОМ опросу, 60% россиян считают иномарки, даже произведенные в России, иностранными автомобилями. Распространенность этого мнения Н. Щербакова объясняет тем, что при производстве иномарок в режиме «промсборки» российских комплектующих действительно используется немного, а в основном все детали импортные. По словам экспертов, сказывается также привычка определять автомобиль по бренду, вне зависимости от места производства и степени локализации.

Александр Чупров