branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

АвтоВАЗ поставил дилеров на счетчик

Лидер российского автопрома дал партнерам пять лет на оплату пропавших в сервисно-бытовой сети автомобилей. Свои убытки завод оценивает в полтора миллиарда рублей...
История о том, что в прошлом году АвтоВАЗ выявил недостачу почти в 7000 автомобилей и, соответственно, убытки в районе 1,4 млрд рублей, облетела всю страну.

В итоге, как сообщает «РБК daily», почти год разбираясь в этом вопросе, российский автопроизводитель понял, что может рассчитывать на возврат максимум трети потерянных денег. Более того, выплаты будут производиться в течение пяти лет. При этом 4500 автомобилей, которые были потеряны дилером «Элекс-Полюс», могут считаться «невозвратными».

Напомним, что в начале 2009 г. АвтоВАЗ начал масштабную проверку своей сервисно-сбытовой сети. К такому шагу компанию подтолкнуло банкротство в конце 2008 года одного из крупнейших дилеров завода – «Элекс-Полюса». Причем одной из причин пропажи машин (как говорилось выше, 4500) оказалась прежняя схема работы с дилерами: до мая 2009 года завод передавал своему управлению региональных продаж (УРП) машины вместе с ПТС. Руководители дилеров нередко занимали посты и в УРП и в результате могли распоряжаться машинами по своему усмотрению, не перечислив платы за них заводу. Сейчас получить ПТС дилер может, только оплатив заводу автомобиль.

Результаты проверки оказались неутешительными. Оказалось, что недостача автомобилей с 1 января по 21 октября составила 7459 штук . Помимо «Элекс-Полюса», пропажу заметили в сбытовых «внучках»: «Брянск-Лада», «Кубань-Лада», «Петрозаводск-Лада», «Ростов-Лада» и «Саратов-Лада». Против ряда руководителей дилерских центров были возбуждены уголовные дела, и, как подчеркивали на АвтоВАЗе и в «Ростехнологиях», именно госкорпорация выступила их инициатором.

Правда, на конец 2009 года АвтоВАЗ скорректировал сумму потерь: пропавшими считаются только 6385 машин общей стоимостью 1,4 млрд рублей. Завод подал несколько исков к «внучкам» на общую сумму 545 млн руб. и к структурам «Элекс-Полюса» на сумму 997,22 млн руб. Причем, как сообщается в отчетности АвтоВАЗа, возврат долга «Элекс-Полюса» признан маловероятным, а вот «внучки» вполне могут расплатиться – с ними еще весной заключены мировые соглашения.

Согласно принятым соглашениям, «Брянск-Лада» (выявлена недостача 171 машины), «Кубань-Лада» (1000), «Петрозаводск-Лада» (34), «Ростов-Лада» (650) и «Саратов-Лада» (408) признали за собой долги в размере 120% от стоимости утраченных автомобилей, а также акцизов. Вернуть их стоимость АвтоВАЗу они должны до 2013-2015 годов, на сумму долга будут начисляться проценты по ставке 16,5% годовых.

Условия расплаты у каждого свои. «Кубань-Лада» получила возможность начать выплаты лишь с января 2011 года, а вот «Петрозаводск-Лада» должна расплатиться быстрее всех – до 2013 года.

Успевают за графиком платежей не все. У «Ростов-Лада» из-за не очень хороших продаж в августе-сентябре образовалась задержка по выплате основного долга, и компания выплатила только проценты. «Но к концу года мы рассчитываем снова войти в график платежей», – утверждает дилер.

Правда, еще в сентябре этого года сама «Ростов-Лада» подала иск о признании компании банкротом и сумела добиться введения процедуры наблюдения. Как сообщили «РБК daily» на АвтоВАЗе, применение такой юридической нормы, как банкротство, дает возможность вести текущую деятельность и централизованно договариваться с кредиторами о реструктуризации задолженности.

На АвтоВАЗе добавляют, что в отношении прежних руководителей «Ростов-Лада», допустивших противоправные действия по отчуждению имущества и товарной собственности, возбуждены уголовные дела.

Некоторым руководителям сбытовых «внучек» АвтоВАЗа удалось избежать уголовного преследования: дела на них были закрыты, так как следствие не обнаружило фактов хищений. К примеру, выяснилось, что не обнаруженные у «Саратов-Лада» 408 машин были проданы, но деньги пошли не заводу, а на погашение банковских кредитов, фактически заместив долг перед банком долгом перед заводом.