branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Иномарки обслужат российский бизнес

Легкие коммерческие автомобили иностранного производства занимают чуть более четверти российского парка LCV, причем две трети из них – старше 10 лет. Впрочем, по прогнозу экспертов, в ближайшие пять лет парк автомобилей для бизнеса в России будет расти именно за счет иномарок...
Легкие коммерческие автомобили иностранного производства занимают чуть более четверти российского парка LCV, причем две трети из них – старше 10 лет. Впрочем, по прогнозу экспертов, в ближайшие пять лет парк автомобилей для бизнеса в России будет расти именно за счет иномарок, а число вновь поставленных на учет отечественных машин лишь незначительно превысит число выбывающих на утилизацию по возрасту.

На начало 2010 года, согласно данным агентства «Автостат», в России числилось 3,41 млн легких коммерческих автомобилей. Как отмечают эксперты, в отличие от легкового парка, где на автомобили иностранного производства приходится уже почти около 40% и эта цифра продолжает быстро расти, парк LCV составляет 28,4% и прирастает малыми темпами.

Показательно, что каждый третий легкий коммерческий автомобиль в России – это «Газель». Парк марки ГАЗ сегодня насчитывает 1 млн 300 тысяч автомобилей и продолжает увеличиваться. Как отмечают в пресс-службе группы «ГАЗ», благодаря высокому уровню лояльности клиентов при замене старого автомобиля марки ГАЗ новый выбор, как правило, делается также в пользу «Газели». Так, доля марки ГАЗ на российском рынке LCV стабильно держится на уровне 50%.

Доминирование традиционных российских производителей в парке LCV обусловлено исторически, считают эксперты. «До недавнего времени в нашей стране было только два производителя легких коммерческих автомобилей – это ГАЗ со своим продуктом «Газель» и УАЗ с классическим модельным рядом («буханка» и ее модификации), – говорит PR-менеджер Fiat Сергей Ильинский. – Причем автомобили этих марок были сегментированы по рынку: легкие грузовики ГАЗ покупали для развоза, а уазики были востребованы там, где нужна проходимость. Ситуация на рынке LCV стала меняться только в последние годы, когда начались продажи FIAT Ducato российского производства, который смог составить конкуренцию отечественным LCV по цене». По словам С. Ильинского, за два года продаж FIAT Ducato стал лидером на рынке среди отечественных и иностранных производителей по продажам цельнометаллических фургонов (34% подсегмента), а также опережает всех иностранных производителей в подсегментах грузопассажирских «комби» (13%) и микроавтобусов (11%).



По мнению руководителя отдела маркетинга коммерческих автомобилей Volkswagen Group Rus Ильи Стабровского, малочисленность «иномарочного» парка объясняется также достаточно «молодым» возрастом типичного российского бизнеса. «Для большинства бизнесов характерен принцип краткосрочного планирования: чем ниже стоимость машины, тем меньше средств нужно изъять из оборота, тем быстрее окупаемость и тем разумнее, как кажется, инвестиция, – говорит И.Стабровский. – Это типичное заблуждение по-прежнему превалирует у руководителей большинства предприятий и предпринимателей, которые закрывают глаза на качество, экономичность, надежность и выносливость приобретаемых транспортных средств. Кажущиеся соблазнительно дешевыми отечественные грузовички или транспортные средства туманного происхождения на практике оборачиваются неприятными и, главное, дорогими сюрпризами».

Еще одно отличие парка LCV от легкового в том, что наиболее старым является парк иномарок: две трети из них старше десяти лет, тогда как российских машин в этом возрасте – менее половины. По мнению аналитиков «Автостата», это объясняется, с одной стороны, преобладанием на российском рынке LCV отечественных марок, а значит, и более интенсивным обновлением их парка. С другой стороны – в сегменте легких коммерческих автомобилей иностранного производства до введения повышенных пошлин значительную долю занимали подержанные машины, что в свою очередь и определило возраст парка иномарок. Показательно, что более половины LCV зарубежного производства сосредоточены на Дальнем Востоке и в Сибири.



Преклонный возраст парка иностранных LCV С. Ильинский объясняет их преимуществом над отечественными аналогами – более высокой надежностью и меньшей стоимостью владения. «Срок эксплуатации иностранного LCV оказывается в разы больше отечественного собрата, – соглашается И. Стабровский. – Особенно отчетливо эта тенденция читалась в период расцвета «серого» импорта автомобилей частными лицами: лучше я пригоню бэушный Volkswagen из Европы, чем куплю отечественный «продукт». Большинство привезенных тогда автомобилей трудятся в России до сих пор, их владельцы в качестве следующего автомобиля обязательно приобретут только более новую иномарку». По мнению И. Стабровского, постепенно за счет постоянного роста продаж новых иностранных LCV будет обновляться их возрастной состав. Сильно подержанные автомобили будут уходить все дальше и дальше от столичных регионов и будут вытесняться все более новыми иномарками.

Аналитики «Автостата» прогнозируют, что в ближайшие пять лет российский парк LCV будет расти на уровне 2,3%-4,2% в год и к 2015 году его численность составит порядка 4,04 млн единиц. При этом темпы прироста парка автомобилей отечественных марок будут уступать иномаркам. К 2015 году отечественных моделей LCV станет больше на 11%, тогда как иностранных – на 33%. Число вновь поставленных на учет отечественных машин лишь незначительно превысит число выбывающих на утилизацию по возрасту. В результате практически три четверти прироста российского автопарка будет обеспечено за счет иномарок, в том числе собранных в России, а доля иностранных LCV к началу 2015 года вырастет с нынешних 28,4% до 38,5%. Впрочем, отмечают эксперты, «иномаркизация» сектора будет происходить не столь быстрыми темпами, какие ожидаются в легковом сегменте, поскольку пока еще слишком сильны позиции отечественных производителей LCV ГАЗа и УАЗа, а разница в цене между отечественными и импортными моделями составляет существенную величину. Кроме того, отечественной технике отдается предпочтение при осуществлении поставок по госзаказу и для нужд госструктур.

«В течение двух кризисных лет из-за дефицита финансовых ресурсов многие откладывали обновление парка, однако уже в 2010 году ситуация изменилась, и сейчас наблюдаются две основные тенденции – это замена старых автомобилей новыми и общий рост парка», – отмечают в группе «ГАЗ».

Вместе с тем год от года и несмотря на прошедший кризис растет число приобретаемых иномарок, поскольку все большее число собственников и управляющих автопарками начинает изучать реальную стоимость владения транспортным средством, считает И. Стабровский. «Разумеется, потребуется время, чтобы рынок коммерческих автомобилей повторил путь рынка легковых машин и доля приобретаемых иномарок превысила долю низко конкурентоспособных отечественных продуктов, – говорит И. Стабровский. – Однако этот момент наступит достаточно скоро, в ближайшие несколько лет».

Кроме того, на рынок LCV будут влиять изменения в структуре перевозок, добавляет С. Ильинский. «Все больше крупных городов вводит ограничения по грузоподъемности автомобиля на въезд в город или в центральную часть города, в связи с чем растет спрос на менее тоннажные автомобили, – говорит С. Ильинский. – Вместе с тем государство развивает программу по поддержке малого бизнеса, в рамках которой, в частности, поощряется покупка легких коммерческих автомобилей, что также сыграет немаловажную роль в развитии парка LCV».

Александр Чупров