Глава Jaguar/Land Rover д-р Ральф Шпет заверил, что скоро российские клиенты будут избавлены от проблем с запчастями. Во время ММАС-2010 он ответил на вопросы AutoNews.ru.
– Г-н Шпет, вы заняли пост CEO JLR в феврале 2010 года. Что можете отметить как успехи компании за этот период?
– Я бы сказал, что мы довольно успешны на данный момент. Мы продаем много автомобилей, успешны в финансовом плане. Как вы знаете, первую четверть 2010 года компания даже закончила с прибылью. Мы продолжаем работать над качеством продукта и ставим перед собой амбициозные цели. Вместе с Карлом-Питером Форстером, который занял пост главы Tata Motor, мы работаем вместе очень плотно.
– Действительно, вас и г-на Форстера часто упоминают вместе как выходцев из BMW...
– Он мой босс! (Смеется.) Да, мы работали вместе и раньше, как вы знаете, мы оба работали в BMW, потом разошлись и сейчас снова в одной команде. Мы хорошо знаем, как каждый работает, и в этом смысле нам легче обсуждать какие-то вещи.
– На заводе в Саллихале инженеры рассказывали, что возлагают большие надежды на ваш союз. Якобы вы сможете привнести какие-то управленческие технологии BMW в Land Rover. Как бы вы это прокомментировали?
– Прежде всего я хотел бы подчеркнуть, что в компании Jaguar/Land Rover выдающиеся инженеры — это правда. Это, кстати, один из важнейших моих выводов за последние полгода. Если коснуться самого автомобиля, доводки двигателей, работы над управляемостью, технических характеристик – то речь идет о действительно выдающихся автомобилях, настоящем премиум-классе. Карл-Питер, на мой взгляд, действительно привнес что-то новое в компанию. Я думаю, это очень опытный менеджер, не только из-за опыта работы в BMW и GM. Но в LR накоплен огромный собственный опыт, на который мы, естественно, опираемся.
– Какие рынки для вас приоритетны в данный момент?
– Прежде всего наш материнский рынок — то есть UK. Он по-прежнему остается для нас важным и там продается треть наших объемов. Затем нас все больше интересуют развивающиеся рынки: Индия, Китай, но также и Россия – она снова становится приоритетным рынком для нас.
– Каковы конкретно ваши планы по российскому рынку?
– Мы расцениваем Россию как долгосрочный, стабильный фундамент для нашего роста. Мы можем здесь на это рассчитывать. Это означает, что мы действительно выведем на местный рынок автомобили премиум-класса для VIP-клиентов. В самое ближайшее время мы собираемся удвоить наши объемы продаж здесь. Я думаю, если экономика стабилизируется, у нас для этого есть все шансы.
– Когда ваш новый LR Evoque доберется до России?
– Мы собираемся представить его здесь в следующем году. Я думаю, это будет превосходный автомобиль для России – он невероятно стильный и одновременно подходящий для российских дорог, с прекрасной управляемостью.
– Когда мы увидим результаты сотрудничества с Tata Motor? Вы можете озвучить, над чем сейчас работаете и каковы совместные проекты?
– Я думаю, что результаты такого сотрудничества сейчас сложно увидеть непосредственно на рынке. Здесь больше идет работа над внедрением стандартов качества. Да, мы делаем что-то совместно с Tata – в основном это касается сферы IT, администрирования, бэк-офис – в этом индийские инженеры очень сильны, и мы стараемся это использовать.
– Вы часто бываете в Индии?
– Раз в месяц точно там бываю. Большинство своего времени я провожу в Гейдоне (UK) и живу там поблизости.
– Вы ведь первый раз в России? Как вам тут показалось?
– Да, первый раз и очень впечатлен. У меня была возможность прогуляться пару часов по центру Москвы. Для меня очень важно ощутить, почувствовать дух города – что на самом деле в нем происходит, какие здесь магазины, какая мода, стиль и т. д. Это интересно и важно для понимания, чтобы потом это можно было использовать.
– Наши крупные дилеры жалуются, что у них были и продолжаются проблемы с поставками как автомобилей, так и запчастей. В чем причина и что вы собираетесь предпринимать?
– Да, вы правы, и в данный момент мы концентрируемся на решении этой проблемы. Это связано с тем, что в данный момент на нашу продукцию во всем мире невероятный спрос. С одной стороны, мы этому, конечно, рады, с другой – мы действительно столкнулись с необходимостью производить больше автомобилей. Что касается запасных частей – вы правы, у нас есть кое-какие сложности, но мы прекрасно понимаем, что постпродажное обслуживание и поставка запасных частей – очень важная часть нашего бизнеса. И мы делаем все возможное для того, чтобы наши поставщики могли быстро подстраиваться под спрос при соблюдении высших стандартов качества. Но если вы все же спросите у дилеров, они подтвердят, что в последнее время ситуация в этом плане становится все лучше и лучше.
– Так в чем проблема? Раз есть спрос – производите больше.
– Дело в том, что у каждого нашего поставщика есть свой план поставок и у них есть определенный лимит производства. Поэтому необходимо подстроиться под объемы производства машин, возможно даже, открыть новый завод по производству комплектующих – это все требует времени. Здесь дело в том, что экономика в последнее время была непредсказуемой, и никто не знал, что будет дальше, все осторожничали. Сейчас оказалось, что поставщики действительно не успевают за нашими объемами. И нужно время, чтобы нагнать. Это важный вопрос, и проблема должна быть решена в ближайшее время.
– Land Rover был, пожалуй, первой компанией, отважившейся на столь «экзотичную» сделку с индийцами. В последнее время мы были свидетелями того, как «азиаты» ринулись на Север скупать европейские марки. Вы думаете, азиатские компании в этом смысле имеют потенциал в Европе?
– Я не могу говорить за другие компании вроде Geely или Chery, но что касается Tata – у нас отношения очень хорошие. Да, это своеобразный «челлендж», новый опыт, но мы чувствуем большую поддержку и у нас много предпосылок для дальнейшего совместного развития. Это возможность производить наибольшее число автомобилей вообще и увеличивать наше портфолио быстрее, чем это происходило за всю историю JLR. «Антрепренерский спирит» в этом смысле просто потрясающий.
– Как вы думаете, что мешает Tata выйти на российский рынок с легковыми автомобилями? Ведь они показывали их здесь пару лет назад...
– Я могу только в общем ответить на этот вопрос, исходя из моей ограниченной информации о модельном ряде коммерческих автомобилей Tata. Об этом лучше бы спросить Питера Форстера. Тем не менее, видя, как Tata развивает сегмент коммерческих авто, мне кажется, у них есть прекрасная возможность для бизнеса здесь, в России. Особые требования для эксплуатации коммерческих автомобилей в Индии сходны с российскими условиями. Так что в этом смысле Tata здесь имеет неплохой потенциал.
Елена Костякова
– Г-н Шпет, вы заняли пост CEO JLR в феврале 2010 года. Что можете отметить как успехи компании за этот период?
– Я бы сказал, что мы довольно успешны на данный момент. Мы продаем много автомобилей, успешны в финансовом плане. Как вы знаете, первую четверть 2010 года компания даже закончила с прибылью. Мы продолжаем работать над качеством продукта и ставим перед собой амбициозные цели. Вместе с Карлом-Питером Форстером, который занял пост главы Tata Motor, мы работаем вместе очень плотно.
– Действительно, вас и г-на Форстера часто упоминают вместе как выходцев из BMW...
– Он мой босс! (Смеется.) Да, мы работали вместе и раньше, как вы знаете, мы оба работали в BMW, потом разошлись и сейчас снова в одной команде. Мы хорошо знаем, как каждый работает, и в этом смысле нам легче обсуждать какие-то вещи.
– На заводе в Саллихале инженеры рассказывали, что возлагают большие надежды на ваш союз. Якобы вы сможете привнести какие-то управленческие технологии BMW в Land Rover. Как бы вы это прокомментировали?
– Прежде всего я хотел бы подчеркнуть, что в компании Jaguar/Land Rover выдающиеся инженеры — это правда. Это, кстати, один из важнейших моих выводов за последние полгода. Если коснуться самого автомобиля, доводки двигателей, работы над управляемостью, технических характеристик – то речь идет о действительно выдающихся автомобилях, настоящем премиум-классе. Карл-Питер, на мой взгляд, действительно привнес что-то новое в компанию. Я думаю, это очень опытный менеджер, не только из-за опыта работы в BMW и GM. Но в LR накоплен огромный собственный опыт, на который мы, естественно, опираемся.
– Какие рынки для вас приоритетны в данный момент?
– Прежде всего наш материнский рынок — то есть UK. Он по-прежнему остается для нас важным и там продается треть наших объемов. Затем нас все больше интересуют развивающиеся рынки: Индия, Китай, но также и Россия – она снова становится приоритетным рынком для нас.
– Каковы конкретно ваши планы по российскому рынку?
– Мы расцениваем Россию как долгосрочный, стабильный фундамент для нашего роста. Мы можем здесь на это рассчитывать. Это означает, что мы действительно выведем на местный рынок автомобили премиум-класса для VIP-клиентов. В самое ближайшее время мы собираемся удвоить наши объемы продаж здесь. Я думаю, если экономика стабилизируется, у нас для этого есть все шансы.
– Когда ваш новый LR Evoque доберется до России?
– Мы собираемся представить его здесь в следующем году. Я думаю, это будет превосходный автомобиль для России – он невероятно стильный и одновременно подходящий для российских дорог, с прекрасной управляемостью.
– Когда мы увидим результаты сотрудничества с Tata Motor? Вы можете озвучить, над чем сейчас работаете и каковы совместные проекты?
– Я думаю, что результаты такого сотрудничества сейчас сложно увидеть непосредственно на рынке. Здесь больше идет работа над внедрением стандартов качества. Да, мы делаем что-то совместно с Tata – в основном это касается сферы IT, администрирования, бэк-офис – в этом индийские инженеры очень сильны, и мы стараемся это использовать.
– Вы часто бываете в Индии?
– Раз в месяц точно там бываю. Большинство своего времени я провожу в Гейдоне (UK) и живу там поблизости.
– Вы ведь первый раз в России? Как вам тут показалось?
– Да, первый раз и очень впечатлен. У меня была возможность прогуляться пару часов по центру Москвы. Для меня очень важно ощутить, почувствовать дух города – что на самом деле в нем происходит, какие здесь магазины, какая мода, стиль и т. д. Это интересно и важно для понимания, чтобы потом это можно было использовать.
– Наши крупные дилеры жалуются, что у них были и продолжаются проблемы с поставками как автомобилей, так и запчастей. В чем причина и что вы собираетесь предпринимать?
– Да, вы правы, и в данный момент мы концентрируемся на решении этой проблемы. Это связано с тем, что в данный момент на нашу продукцию во всем мире невероятный спрос. С одной стороны, мы этому, конечно, рады, с другой – мы действительно столкнулись с необходимостью производить больше автомобилей. Что касается запасных частей – вы правы, у нас есть кое-какие сложности, но мы прекрасно понимаем, что постпродажное обслуживание и поставка запасных частей – очень важная часть нашего бизнеса. И мы делаем все возможное для того, чтобы наши поставщики могли быстро подстраиваться под спрос при соблюдении высших стандартов качества. Но если вы все же спросите у дилеров, они подтвердят, что в последнее время ситуация в этом плане становится все лучше и лучше.
– Так в чем проблема? Раз есть спрос – производите больше.
– Дело в том, что у каждого нашего поставщика есть свой план поставок и у них есть определенный лимит производства. Поэтому необходимо подстроиться под объемы производства машин, возможно даже, открыть новый завод по производству комплектующих – это все требует времени. Здесь дело в том, что экономика в последнее время была непредсказуемой, и никто не знал, что будет дальше, все осторожничали. Сейчас оказалось, что поставщики действительно не успевают за нашими объемами. И нужно время, чтобы нагнать. Это важный вопрос, и проблема должна быть решена в ближайшее время.
– Land Rover был, пожалуй, первой компанией, отважившейся на столь «экзотичную» сделку с индийцами. В последнее время мы были свидетелями того, как «азиаты» ринулись на Север скупать европейские марки. Вы думаете, азиатские компании в этом смысле имеют потенциал в Европе?
– Я не могу говорить за другие компании вроде Geely или Chery, но что касается Tata – у нас отношения очень хорошие. Да, это своеобразный «челлендж», новый опыт, но мы чувствуем большую поддержку и у нас много предпосылок для дальнейшего совместного развития. Это возможность производить наибольшее число автомобилей вообще и увеличивать наше портфолио быстрее, чем это происходило за всю историю JLR. «Антрепренерский спирит» в этом смысле просто потрясающий.
– Как вы думаете, что мешает Tata выйти на российский рынок с легковыми автомобилями? Ведь они показывали их здесь пару лет назад...
– Я могу только в общем ответить на этот вопрос, исходя из моей ограниченной информации о модельном ряде коммерческих автомобилей Tata. Об этом лучше бы спросить Питера Форстера. Тем не менее, видя, как Tata развивает сегмент коммерческих авто, мне кажется, у них есть прекрасная возможность для бизнеса здесь, в России. Особые требования для эксплуатации коммерческих автомобилей в Индии сходны с российскими условиями. Так что в этом смысле Tata здесь имеет неплохой потенциал.
Елена Костякова