branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Иномарки против российской автосборки

Судьба российских автосборочных предприятий опять висит на волоске. Если раньше на них косо смотрело государство, то теперь возникают вопросы во взаимоотношениях с иностранными партнерами. Так, один из старейших автосборочных альянсов на российском рынке – ТагАЗ и Hyundai – в ближайшее время может распасться. Корейцы строят собственный автозавод и просто сборка теперь не интересует их так, как раньше...
Судьба Hyundai российской сборки давно в подвешенном состоянии. Несмотря на регулярно появляющиеся сообщения чиновников о том, что сборка Hyundai и KIA возобновится на “ИжАвто”, с такой же регулярностью эти сообщения силу теряют. Сама корейская сторона предпочитает отмалчиваться либо комментирует тему крайне расплывчато и осторожно. Аналогичную позицию занимают корейцы и в отношении ТагАЗа. Как нам рассказал источник в “Хендэ Мотор СНГ”, лицензионное соглашение Hyundai с ТагАЗом истекает в марте 2011 года. “ТагАЗ – реально независимый производитель, который производит автомобили разных брендов, – говорит источник. – Однако в случае с Hyundai это отдельная история, которая не устремлена далеко в будущее...”

И KIA, и Hyundai в последнее время не раз давали понять, что сборочные площадки в виде “Автотора”, “ИжАвто” и ТагАЗа интересуют их не особенно сильно. В январе 2011 года у корейцев заработает собственный завод Hyundai-KIA под Питером мощностью до 150 тыс. автомобилей в год. В то же время еще ранее руководство Hyundai заявляло, что в перспективе компания хотела бы собирать в России до 500 тыс. автомобилей в год только по Hyundai. В этом случае дополнительные сборочные площадки корейцам все же могут понадобиться.

“Весь модельный ряд мы вряд ли сможем там расположить, – комментирует скорое открытие питерского завода источник в “Хендэ Мотор СНГ”. – Есть нишевые модели, то есть модели, которые продаются по 3-4 тыс. машин в год. Завод же рассчитан на массовое производство – то есть начиная от 40 тыс. по одной модели. Только в этом случае строительство завода целесообразно. Поэтому, безусловно, у нас всегда будет необходимость выбора модельного ряда. Останется ли возможность использовать какие-то сборочные площадки – это вопрос, который мы сейчас обсуждаем. Переговорный процесс мы ведем постоянно...”

Эксперты рынка согласны с тем, что отказываться от сотрудничества с местными площадками корейцам смысла, наверное, нет. “ТагАЗ может прекрасно дополнить строящийся завод Hyundai под Санкт-Петербургом, например, выпуская те модели, которые не будут собираться на официальном заводе корейской компании, – говорит ведущий эксперт УК “Финам” Дмитрий Баранов. – ТагАЗ уже давно является состоявшимся автопроизводителем, выпускаемые им собственные модели интересны покупателям, поэтому даже если производство моделей Hyundai будет прекращено, то завод продолжит свою работу. К тому же не исключено, что, учитывая его опыт и мощности, кто-то из мировых автопроизводителей захочет разместить здесь производство собственных моделей для российского рынка и поставок на экспорт”.

Так что сотрудничество Hyundai с ТагАЗом, скорее всего, продолжится – вопрос, на каких условиях. Не будем исключать, что вскоре у Hyundai может остаться один дистрибьютор на территории России, а именно – “Хендэ Мотор СНГ”. Это должно позитивно сказаться на общей концепции продвижения, а значит, и на имидже марке, на ее рыночных показателях и т. д. Пока еще наблюдается четкое разделение на “русский” Hyundai (официальный дистрибьютор ТагАЗ) и импортный (официальный дистрибьютор “Хендэ Мотор СНГ”) – это компании с разными подходами, логистикой, бюджетами и т. д. В “Хендэ Мотор СНГ” признают, что проблем, связанных с разделением функций по марке, много.

После запуска завода есть смысл сделать весь Hyundai “русским” – именно такая цель стоит перед руководством компании, это подчеркивали в интервью AutoNews.ru топ-менеджеры Hyundai в России во время открытия собственного бутика на Тверской улице. Тогда же управляющий директор “Хендэ Мотор СНГ” Денис Петрунин не раз подчеркнул, что для компании “очень важна единая стратегия развития бренда”.

Что происходит с брендом в случае, если у него появляется сильный дистрибьютор, мы видели на примере KIA – компания лишь в прошлом году открыла представительство в России и очень быстро продемонстрировала на рынке агрессивный маркетинг и сильный рывок. Правда, и цены на теперь уже почти полностью “импортные” KIA другие...

Что касается ТагАЗа, скорее всего, компании придется искать нового стратегического партнера (помимо Chery). То, что компания откажется от собственного автомобильного развития, довольно сомнительно – у завода богатый опыт и есть кое-какие инженерные компетенции (учитывая ряд “собственных разработок” в виде того же C100, как его позиционирует компания). “Вряд ли ТагАЗ будет продаваться, скорее речь может идти о том, что заводу интересно равноправное сотрудничество с кем-либо из иностранных производителей, – комментирует Д. Баранов. – Но пока сотрудничество с Hyundai продолжается, вряд ли завод будет заключать с кем-либо новые соглашения”.

На ТагАЗе не стали комментировать взаимоотношения с Hyundai, отметив, что пока это проблематично в связи с новыми назначениями в компании. Напомним, на прошлой неделе на заводе сменился генеральный директор: новым управляющим стал выходец с завода Евгений Фандеев. Экс-генеральный директор Геннадий Ряднов продолжит работать на заводе в качестве заместителя председателя совета директоров ООО “ТагАЗ”. Так что вполне возможно, что в ближайшее время ТагАЗ ждут большие перемены: начиная от “партийной линии” и до нового модельного ряда.

Елена Костякова