branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Россияне осаждают автосалоны после тяжелой зимы

Покупатели сами рвутся в салоны. Машин на всех не хватает – очереди на некоторые модели растянулись на полгода и больше. Дилеры больше не воюют за покупателей, а это значит, что скидки, подарки и прочие прелести покупки автомобиля закончились...
На торговых площадках всех автодилеров последние полтора года продолжалась долгая, тяжелая и упорная война за покупателей. В условиях финансового кризиса, угроз банкротства и тыловых проблем с головными зарубежными фирмами дилеры и российские представительства пустили в дело все типы маркетинговых вооружений: на покупателей обрушились огромные скидки, шумные акции, подарки. Но покупателей все равно не было.

С начала года рынок медленно стал подниматься, с каждым месяцем подбираясь к значениям прошлогодних продаж. В январе отставание от графика 2009 года составило 37%, в феврале – 32%, в марте был сделан существенный скачок и отставание от марта 2009 года составило всего 7%. Апрель ознаменовался переломом тенденции, и продажи 2010 года в этом месяце выросли на 20% по отношению к прошлогодним. С начала года продажи росли и в количественном выражении. В апреле они увеличились дополнительно почти на 40 000 автомобилей по отношению к марту и, по данным Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), составили 163 299 автомобилей без учета продукции Таганрогского завода, выпускающего автомобили под марками ТагАз и Vortex.

Война закончилась. Покупатели сами рвутся в салоны. Машин на всех не хватает – очереди на некоторые модели растянулись на полгода и больше. Дилеры теперь бьются за машины – заказывают у производителей все больше и больше машин, выбивают новые квоты. А значит – скидки, подарки и прочие прелести для нас, потенциальных покупателей, сложены в чулан. Выгодных покупок больше не будет.

Вот оно, счастье – продажи растут почти у всех производителей. Наиболее заметного успеха добилась компания KIA. Вообще весь прошлый год в России можно назвать годом KIA. Эта компания за год обновила почти весь модельный ряд, выпустила несколько новых моделей, занимая новые ниши, вела привлекательную ценовую политику и расширяла дилерскую сеть. Результат сегодня читается в цифрах: рост за четыре месяца продаж 2010 года – 34% (самый большой среди 25 наиболее успешных автопроизводителей), рост в апреле – 46%, подъем в табели самых успешных компаний с восьмой на третью строчку с победой над такими брендами, как Ford, Toyota, Renault – и даже над самим Hyundai, родственным корейским брендом.

В апреле отлично себя чувствует АвтоВАЗ: продажи взлетели до отметки в 52 тыс. автомобилей, и его лидерство на нашем рынке по-прежнему непоколебимо. Апрель также стал очень успешным для китайских Chery (рост 210%), FIAT (+71%) и Suzuki (+67%), хорошо продаются отечественные УАЗ (+47%) и ГАЗ (+22%), где немалый успех пришелся на счет коммерческих “Газелей”.

Поражают своим ростом продажи автомобилей премиум-марок, особенно если учитывать тот факт, что в кризис они пострадали меньше всех: рост Lexus в апреле составил +107%, Mercedes-Benz – +50%, Audi – +43%. Продажи BMW почти не выросли, но компания все еще удерживает лидерство по общим (с начала года) продажам в премиум-сегменте.

Неудачников апреля можно пересчитать по пальцам, и удивительнее всего, что в их числе находится Ford, продажи которого снизились в этом месяце на 14% по отношению к кризисному апрелю прошлого года. Но гораздо большие проблемы испытывают японские производители Mazda, Mitsubishi, Nissan. Это совсем не означает, что японцы теряют популярность, – распродав стоки, компании перестраховались и заказали на этот год не очень большое количество автомобилей; в результате – падение продаж и очереди на несколько месяцев из покупателей, страждущих новых машин. Opel потерял в апреле 37% покупателей, Toyota тоже потеряла, но совсем немного – 3%.


По данным Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ)


Среди китайских производителей выделилось два явных лидера, Chery и Lifan, продажи которых растут. У остальных китайцев продажи падают, порой очень стремительно: у BYD они стремятся к нулю.

По итогам четырех месяцев продажи новых автомобилей все еще отстают от прошлогодних, и на преодоление этого отставания рынку потребуется еще два-три месяца, после чего объемы продаж 2010 года превысят прошлогодний уровень. К концу года при сохранении тенденции роста продажи новых авто могут составить 1,8 млн единиц вместо предсказываемых ранее 1,5-1,6 млн авто, что соответствовало бы прошлогодним показателям.

Правда, не все специалисты испытывают оптимизм по отношению к российскому авторынку. Мартин Ян, вице-председатель Комитета автопроизводителей АЕБ, отмечает, что, несмотря на некоторые позитивные индикаторы (устойчивый рост продаж бюджетных моделей по программе утилизации, положительную динамику продаж иномарок, которые не подпадают ни под одну из правительственных программ поддержки автопрома), говорить об устойчивой тенденции роста продаж пока рано.


По данным Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ)


Среди иностранных моделей, продающихся на нашем рынке, самой успешной выглядит Renault Logan, который не собирается уступать совсем недавно заработанной лидирующей позиции. Впереди Logan по популярности только вазовские модели. Гораздо лучше, чем в прошлом году, стали продаваться Chevrolet Niva (+46% по отношению к периоду январь-апрель 2009 года), Skoda Octavia (+38%) и тот же Renault Logan (+30%), которые поднялись в общем рейтинге продаж. Вместе с тем из числа топ-25 самых продаваемых моделей исчезли Mazda3, Mitsubishi Lancer, Nissan Almera Classic, а также снятые с производства Chevrolet Lanos (его заменила модель Chance) и ижевская KIA Spectra. Их места среди популярных авто заняли очень успешные KIA Rio и KIA Sportage, а также Chevrolet Cruze, Suzuki Grand Vitara и Peugeot 308. Сегодня уже на 14 моделей из 25 самых продаваемых стоит клеймо “Сделано в России”. Год назад таких моделей было 12.

Кирилл Орлов