Autonews
Статьи

Автомобили для зарабатывания денег вытягивают рынок

Пока рынок легковых автомобилей еще только восстанавливается после кризиса с помощью утилизационных бонусов, продажи легких коммерческих автомобилей начали расти уже с начала года. Таким образом, рынок LCV традиционно быстрее отреагировал на начавшуюся стабилизацию экономики и уже в нынешнем году может вырасти сильнее, чем рынок “легковушек”...
Citroen Berlingo
Citroen Berlingo
Пока рынок легковых автомобилей еще только восстанавливается после кризиса с помощью утилизационных бонусов, продажи легких коммерческих автомобилей начали расти уже с начала года. Таким образом, рынок LCV традиционно быстрее отреагировал на начавшуюся стабилизацию экономики и уже в нынешнем году может вырасти сильнее, чем рынок “легковушек”.

Коммерческий транспорт – это прежде всего инструмент для зарабатывания денег, отмечают эксперты. Поэтому он всегда актуально реагирует на изменение экономического климата в стране, тогда как при покупке легковой машины решающую роль зачастую играет эмоциональный порыв. Показательно, что если в ноябре 2008 года продажи легковых автомобилей впервые “ушли в минус”, то падение рынка LCV достигало уже 35%. Наибольшее снижение продаж легких коммерческих автомобилей в России пришлось на первую половину прошлого года (в среднем на 57,5%).

Рынок “легковушек” же переживал худшие времена во втором и третьем кварталах 2009 года, падая в среднем на 55% в месяц. Таким образом, тенденции на рынке легковых машин традиционно “повторяют путь” коммерческого транспорта с опозданием примерно в один-два квартала, говорят эксперты.

Вот и сейчас реализация легких коммерческих автомобилей начала расти раньше, чем продажи “легковушек”. Уже в четвертом квартале 2009 года рынок LCV подал первые признаки стабилизации – продажи легких коммерческих автомобилей тогда превысили показатели за предыдущие три квартала. А с начала нынешнего года рынок LCV и вовсе стал расти – согласно данным АЕБ, по итогам января-марта продажи легких коммерческих автомобилей в России увеличились на 6% и превысили 21 тысячу машин.

Рост рынка LCV в I квартале объясняется прежде всего общим улучшением состояния российской экономики (рост ВВП на 3,5%; рост объемов промышленного производства на 5,8%; рост оборотов розничной торговли на 1,3%; рост доходов населения на 7,4%), вызванным ростом цен на нефть и стабилизацией курса валют, считают в группе “ГАЗ”.

“Крупный и мелкий бизнес, получив положительные сигналы как со стороны рынка, так и со стороны государства, постепенно начинает расти, – говорит PR-менеджер Fiat Сергей Ильинский. – Помощь в этом ему оказывает и банковская система страны, которая поэтапно начала снижение кредитных ставок”. Вместе с тем рост продаж легких коммерческих автомобилей обусловлен “отложенным спросом”, сформировавшимся за время кризиса. “После падения спроса на коммерческий транспорт во время кризиса 2009 года предприятия стали нуждаться в обновлении парка”, – отмечают в Citroen Russia.

Немаловажную роль сыграла государственная и региональная поддержка российских автопроизводителей, при этом доля поставок государственным и бюджетным организациям в объеме производства LCV традиционно превышает аналогичные показатели у производителей легковых автомобилей. Кроме того, утилизационная программа, ставшая основным драйвером рынка легковых машин, оказала поддержку продажам и в сегменте легких коммерческих автомобилей. За два месяца действия программы группа “ГАЗ”, по данным пресс-службы, реализовала по сертификатам утилизации порядка 800 “Газелей” и “Соболей”, а собрала заявки на покупку 3,5 тысячи машин. Дилеры Fiat Professional по состоянию на конец апреля выдали около 100 сертификатов, сообщил С. Ильинский.

Безусловным лидером рынка LCV остается ГАЗ – почти каждый второй легкий коммерческий автомобиль на российском рынке выпущен на Горьковском автозаводе. По итогам первых трех месяцев 2010 года продажи “Газелей” и “Соболей” выросли на 11% (до 10 800 машин), а доля ГАЗа увеличилась до 48,3%. Как отмечают в группе “ГАЗ”, укрепить позиции на рынке марке позволил запуск продаж модернизированной “Газели-Бизнес”, которая получила более 150 конструкторских улучшений и при этом сохранила привлекательную цену. На втором месте – еще один российский автопроизводитель: реализация коммерческих автомобилей УАЗ составила 3594 машины (+21%), а доля марки выросла до 16,1%. Как говорит PR-менеджер марки UAZ Елизавета Бадалова, рост продаж УАЗа объясняется постепенным восстановлением малого бизнеса, увеличением заказов со стороны бюджетных организаций, а также сезонным повышением спроса, связанным с началом посевных работ. В “тройку” лидеров рынка LCV с пятого места ворвался Fiat, чья реализация в I квартале нынешнего года выросла на 56% (до 1891 машины). При этом локомотивом коммерческой линейки Fiat остается модель Ducato, которая разошлась в количестве 1699 единиц (+58,5%) и увеличила рыночную долю до 9%. По словам С. Ильинского, секрет успеха Ducato заключается в том, что он сформировал особенную рыночную нишу, разместившись по цене между российскими (ГАЗ) и иностранными конкурентами (Ford, Peugeot, Citroen). “Предлагая равные иностранным LCV потребительские характеристики (безопасность, экономичность, низкая стоимость владения, количество серийных модификаций, широкие возможности по персонификации), Ducato стоит значительно дешевле. Разница в цене с российским аналогом компенсируется надежностью, долговечностью, низкой стоимостью владения Ducato”, – говорит С. Ильинский. Стоит также добавить, что на четвертое место поднялась Hyundai с показателем 922 машины (рост в 4,7 раза), сместив на пятую строчку Volksawagen NFZ, продажи которого снизились на 40% (до 846 легких коммерческих автомобилей).

Что касается перспектив российского рынка LCV, то автопроизводители прогнозируют на 2010 год умеренный рост от 5% до 10% к уровню прошлого года (104,2 тысячи машин). По мнению экспертов, учитывая более ранний старт положительной динамики рынка LCV и при условии сохранения позитивных тенденций в экономике продажи легких коммерческих автомобилей вырастут больше, чем легковых машин (на 4%, до 1,45 млн шт.). Таким образом, стоит ожидать, что продажи LCV вернутся на докризисные показатели уже в 2012-2013 годах – в среднем на год раньше легковых автомобилей.

Александр Чупров