Иностранные автопроизводители, работающие на территории России, с исчезновением таможенных границ с Казахстаном и Белоруссией расширяют рынки сбыта автомобилей “Made in Russia”. Renault уже начал поставки своих седанов Logan российского производства в Казахстан, где с 1 января 2010 года в рамках Таможенного союза пошлины на ввоз иномарок для юридических и физических лиц выросли до уровня российских. В расчете на экспорт в Казахстан и Белоруссию намерены загрузить свои российские конвейеры и другие автоконцерны.
После вступления в силу с 1 января 2010 года Таможенного союза между Россией, Белоруссией и Казахстаном иностранные автопроизводители, имеющие производство в нашей стране, получили беспошлинный доступ в страны ТС. При этом таможенные пошлины на ввоз иномарок из-за рубежа в Казахстане и Белоруссии были приравнены к российским (с той лишь разницей, что в Белоруссии до 1 июля еще действуют прежние пошлины для физических лиц). Первым воспользовался преимуществами единого таможенного пространства Renault. Во второй половине апреля французский автоконцерн начал продажи в Казахстане автомобилей Logan, которые выпускаются на московском заводе “Автофрамос”. А с 1 июля на казахстанский рынок поступит новый хэтчбек Renault Sandero российского производства.
Российские Renault станут абсолютными новинками в Казахстане, отмечают в компании “Алматы АТО” (официальный дилер Renault на казахстанском рынке). Бюджетный седан Logan, который успешно продается в России с 2005 года, в Казахстане представлен впервые. “В отличие от прочих новых иномарок, которые теперь облагаются 30-процентными пошлинами, автомобили Renault российского производства ввозятся в Казахстан по нулевым таможенным ставкам, – говорит маркетолог “Алматы АТО” Виктория Тришина. – Благодаря этому мы можем предложить нашим клиентам Logan и Sandero по выгодным ценам – от 11 до 14 тысяч долларов”. До конца года казахстанский дилер Renault рассчитывает продать порядка 1 тысячи автомобилей Logan и Sandero. По словам В. Тришиной, эти модели могут занять 5-6% на авторынке Казахстана.
“Экспорт в Казахстан является только первым шагом, – говорит директор по связям с общественностью Renault в России Оксана Назарова. – Однако дальнейших планов по выходу на другие экспортные рынки мы пока не раскрываем”.
Между тем ряд других иностранных автопроизводителей, имеющих заводы в нашей стране, также рассматривают возможность экспорта автомобилей российского производства в страны Таможенного союза. Об этом AutoNews.ru заявили представители Ford Russia, Volkswagen Group Rus и Sollers. “Расширение рынка сбыта всегда привлекательно для любого производителя”, – отмечает вице-президет Ford Russia Сергей Богданов.
По словам PR-менеджера Fiat Сергея Ильинского, проект производства FIAT Ducato в России изначально предполагал поставку части продукции на экспорт: “С созданием единого экономического пространства с Казахстаном и Белоруссией поставки Ducato в эти страны становятся все более и более реальными”.
“Учитывая, что потребительские предпочтения автомобилистов наших стран схожи, целесообразность тесных торговых отношений в рамках Таможенного союза, в том числе на автомобильном рынке, очевидна”, – считает Каролина Пискун, и.о. директора по маркетингу “Квингруп” (российский дистрибьютор автомобилей Chance в ноябре 2009 года вышел на авторынок Казахстана).
Как рассказал один из участников отрасли, иностранные автопроизводители не принимают окончательного решения по поводу поставок в Казахстан и Белоруссию, поскольку в настоящее время идет проработка ограничений на экспорт иномарок местного производства – в зависимости от метода сборки, режима производства и процента локализации. Финального документа пока нет, но, вероятнее всего, некое ограничение будет, и какие-то производители иномарок под него могут попасть – например по степени локализации.
Впрочем, пока не планируют поставлять на экспорт автомобили российского производства GM, Toyota, Nissan, а также партнеры по новому заводу в Калуге PSA Peugeot Citroen и Mitsubishi. По словам PR-менеджера Nissan Татьяны Натаровой, существующие мощности завода Nissan в Санкт-Петербурге были рассчитаны на удовлетворение спроса на внутреннем рынке. “Предприятие все еще находится на этапе запуска и увеличения производственных объемов, поэтому, прежде чем рассматривать вопрос об экспорте, нужно сначала удовлетворить спрос на российском рынке”, – говорит Т. Натарова.
Как отмечают эксперты, наиболее емким рынком является Казахстан, где в 2007 году продажи новых автомобилей составили примерно 46,3 тысячи единиц, в 2008 году – 30,7 тысячи штук, в 2009-м – порядка 15 тысяч машин. Вторичный авторынок этой республики до закрытия ввоза праворульных машин и введения “Евро-2” оценивался в 150-200 тысяч автомобилей в год. В Белоруссии пиковым был 2008 год, когда в стране было реализовано 26,5 тысяч новых машин, а в прошлом году их продажи упали до 17,2 тысячи единиц. При этом рынок подержанных автомобилей в Белоруссии оценивается примерно в 150 тысяч машин в год.
Александр Чупров
После вступления в силу с 1 января 2010 года Таможенного союза между Россией, Белоруссией и Казахстаном иностранные автопроизводители, имеющие производство в нашей стране, получили беспошлинный доступ в страны ТС. При этом таможенные пошлины на ввоз иномарок из-за рубежа в Казахстане и Белоруссии были приравнены к российским (с той лишь разницей, что в Белоруссии до 1 июля еще действуют прежние пошлины для физических лиц). Первым воспользовался преимуществами единого таможенного пространства Renault. Во второй половине апреля французский автоконцерн начал продажи в Казахстане автомобилей Logan, которые выпускаются на московском заводе “Автофрамос”. А с 1 июля на казахстанский рынок поступит новый хэтчбек Renault Sandero российского производства.
Российские Renault станут абсолютными новинками в Казахстане, отмечают в компании “Алматы АТО” (официальный дилер Renault на казахстанском рынке). Бюджетный седан Logan, который успешно продается в России с 2005 года, в Казахстане представлен впервые. “В отличие от прочих новых иномарок, которые теперь облагаются 30-процентными пошлинами, автомобили Renault российского производства ввозятся в Казахстан по нулевым таможенным ставкам, – говорит маркетолог “Алматы АТО” Виктория Тришина. – Благодаря этому мы можем предложить нашим клиентам Logan и Sandero по выгодным ценам – от 11 до 14 тысяч долларов”. До конца года казахстанский дилер Renault рассчитывает продать порядка 1 тысячи автомобилей Logan и Sandero. По словам В. Тришиной, эти модели могут занять 5-6% на авторынке Казахстана.
“Экспорт в Казахстан является только первым шагом, – говорит директор по связям с общественностью Renault в России Оксана Назарова. – Однако дальнейших планов по выходу на другие экспортные рынки мы пока не раскрываем”.
Между тем ряд других иностранных автопроизводителей, имеющих заводы в нашей стране, также рассматривают возможность экспорта автомобилей российского производства в страны Таможенного союза. Об этом AutoNews.ru заявили представители Ford Russia, Volkswagen Group Rus и Sollers. “Расширение рынка сбыта всегда привлекательно для любого производителя”, – отмечает вице-президет Ford Russia Сергей Богданов.
По словам PR-менеджера Fiat Сергея Ильинского, проект производства FIAT Ducato в России изначально предполагал поставку части продукции на экспорт: “С созданием единого экономического пространства с Казахстаном и Белоруссией поставки Ducato в эти страны становятся все более и более реальными”.
“Учитывая, что потребительские предпочтения автомобилистов наших стран схожи, целесообразность тесных торговых отношений в рамках Таможенного союза, в том числе на автомобильном рынке, очевидна”, – считает Каролина Пискун, и.о. директора по маркетингу “Квингруп” (российский дистрибьютор автомобилей Chance в ноябре 2009 года вышел на авторынок Казахстана).
Как рассказал один из участников отрасли, иностранные автопроизводители не принимают окончательного решения по поводу поставок в Казахстан и Белоруссию, поскольку в настоящее время идет проработка ограничений на экспорт иномарок местного производства – в зависимости от метода сборки, режима производства и процента локализации. Финального документа пока нет, но, вероятнее всего, некое ограничение будет, и какие-то производители иномарок под него могут попасть – например по степени локализации.
Впрочем, пока не планируют поставлять на экспорт автомобили российского производства GM, Toyota, Nissan, а также партнеры по новому заводу в Калуге PSA Peugeot Citroen и Mitsubishi. По словам PR-менеджера Nissan Татьяны Натаровой, существующие мощности завода Nissan в Санкт-Петербурге были рассчитаны на удовлетворение спроса на внутреннем рынке. “Предприятие все еще находится на этапе запуска и увеличения производственных объемов, поэтому, прежде чем рассматривать вопрос об экспорте, нужно сначала удовлетворить спрос на российском рынке”, – говорит Т. Натарова.
Как отмечают эксперты, наиболее емким рынком является Казахстан, где в 2007 году продажи новых автомобилей составили примерно 46,3 тысячи единиц, в 2008 году – 30,7 тысячи штук, в 2009-м – порядка 15 тысяч машин. Вторичный авторынок этой республики до закрытия ввоза праворульных машин и введения “Евро-2” оценивался в 150-200 тысяч автомобилей в год. В Белоруссии пиковым был 2008 год, когда в стране было реализовано 26,5 тысяч новых машин, а в прошлом году их продажи упали до 17,2 тысячи единиц. При этом рынок подержанных автомобилей в Белоруссии оценивается примерно в 150 тысяч машин в год.
Александр Чупров