branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Мировой автопром решил развиваться по В. И. Ленину

Двум автомобильным гигантам никуда не деться от тесного сотрудничества. Daimler и Renault-Nissan будут объединяться вслед за другими автопроизводителями – слишком дорого в наше время самостоятельно производить автомобили...
Генеральный директор Daimler Дитер Цетше и генеральный директор альянса Renault-Nissan Карлос Гон объявили об образовании тройственного альянса. Как и предполагалось, Daimler получит доступ к технологиям на рынке малолитражных автомобилей (что важно для находящегося в депрессии Smart); альянс Renault-Nissan, в свою очередь, обеспечит немецкими двигателями свое премиум-подразделение Infiniti, кроме того, сотрудничество подразумевает множество других преференций для обеих компаний.

Двум автомобильным гигантам некуда было деваться от сотрудничества. После экономического кризиса продажи обеих компаний сократились; как следствие, компании вынуждены сокращать инвестиции в новые разработки, тогда как и потребители, и контролирующие автопромышленную отрасль организации предъявляют все новые и новые требования к автомобилям. Производители тратят все больше средств на технологии для удовлетворения жестких стандартов по выбросу выхлопных газов. Альянс Daimler и Renault-Nissan будет ответом на уже созданные отношения между Volkswagen AG и компании Suzuki Motor, а также на слияние в прошлом году Fiat S.p.A. и американского концерна Chrysler Group LLC.

Все три компании (Daimler, Renault, Nissan) ожидают глобального экономического эффекта и сохранения “миллиардов евро” при совместном развитии и делении расходов в рамках альянса, что вполне удобно в кризисные времена. Есть ощущение, что автопром в кризис начинает развиваться согласно теории Ленина, когда компании вынуждены объединяться вплоть до создания монополий: “Монополии капиталистические благодаря высокому уровню сосредоточения экономических ресурсов создают возможности для ускорения технического прогресса. Однако эти возможности реализуются лишь в тех случаях, когда такое ускорение способствует извлечению монопольно-высоких прибылей”. Daimler и Renault-Nissan пока все же очень далеки от создания монополии – компании собираются пока обменяться пакетами акций всего в 1,5-4%. Но в будущем возможны и более серьезные отношения.

Похожая картина наблюдается во всем мировом автопроме. Не перенесшие кризиса съедаются более успешными конкурентами (как в случае с Chrysler) либо минимизируют издержки путем создания альянсов: до Daimler-Renault по похожему пути сотрудничества пошли BMW и Peugeot Citroen (правда, без обмена акциями). Все идет к созданию пяти-шести больших объединений автопроизводителей, которые будут определять автомобильную политику в ближайшие несколько десятилетий. Одиночкам, пусть даже и крупным, придется выбирать, к какой монополии примкнуть – слишком уж дорого в наше время самостоятельно производить машины.

Кирилл Орлов