branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Saab сначала уничтожат, потом – продадут

Надоело начинать материалы со слов о кризисе, но в данном случае без него никак не обойтись. Именно он вкупе с недостаточно эффективным менеджментом привел в итоге к текущей ситуации вокруг шведского Saab...
Saab сначала уничтожат, потом – продадут
Saab сначала уничтожат, потом – продадут
Надоело начинать материалы со слов о кризисе, но в данном случае без него никак не обойтись. Именно он вкупе с недостаточно эффективным менеджментом привел в итоге к текущей ситуации вокруг шведского Saab. Мытарства руководства General Motors, чье управление и привело к финансовому краху шведов, уже не вызывают ничего, кроме насмешек. Ведь американцы фактически двигаются в двух направлениях одновременно. Они даже не столько хотят продать компанию с 60-летней историей, сколько настроены закрыть лавочку, если не получат достойного, по их мнению, предложения.


А ситуация следующая: уже запущен процесс ликвидации. Особенно интересно, что GM уже объявил компанию AlixPartners в качестве своего консультанта по вопросу ликвидации Saab. Ожидается, что этот процесс может занять примерно семь месяцев. Но при этом в GM заявили, что у них по-прежнему есть предложения о покупке Saab, которые не должны сниматься со счетов из-за начала процесса ликвидации. Так что если ничего не изменится, то десятки тысяч рабочих гарантированно останутся невостребованными. А ведь эти шведы не утюги делали, а вполне себе самобытные и технологически совершенные автомобили. Правда, в последние лет десять существовать “Саабу” приходилось “не благодаря, а вопреки”: финансирование оставляло желать лучшего, отсюда медленный темп обновления модельного ряда, что и привело к ощутимому спаду продаж. Около 60 тысяч автомобилей, проданных за 2009 год, – это жалкие показатели. Saab может и должен больше.

Сейчас на шведский бренд претендуют несколько потенциальных покупателей, среди которых нидерландский автопроизводитель Spyker Cars NV, который недавно сделал новое предложение о покупке. Кстати, эта компания на треть принадлежит владельцу “Инвестбанка” Владимиру Антонову. По-прежнему не сбрасывают со счетов и группу независимых шведских инвесторов. А недавно на горизонте и вовсе неожиданно нарисовался сам Берни Экклстоун, выразивший готовность купить Saab. Монстр автоспортивного менеджмента заручился поддержкой люксембургской частной инвестиционной компании Genii Capital и одним из последних решил вмешаться в процесс реанимации Saab.

Это довольно интересный поворот, так как представители Genii Capital, да и сам Экклстоун явно показывают горячее желание завершить переговоры в свою пользу. Главная цель партнеров – завладеть брендом Saab. Что же касается компании Spyker, то ее представители больше рассчитывают на технические ресурсы и развитую дилерскую сеть, чтобы подняться на новый уровень. Если и эти предложения GM сочтет недостаточно интересными, то попытки продать Saab будут прекращены и компания постепенно свернет свою деятельность, а GM сосредоточится на своих ключевых брендах – Buick, Cadillac, Chevrolet и GMC, а также Opel и Vauxhall (в Европе).

А ведь на какой-то момент показалось, что ренессанс марки уже близок. Первым признаком скорого возрождения все сочли новый Saab 9-5. Причем стоит на время отбросить тот факт, что он разработан на платформе Opel Insignia, – платформа современная и крайне грамотная. В отличие от уходящего на покой седана, новый – настоящий прорыв. Он хорош собой и современен. Шведы умудрились при жесточайших ограничениях финансирования сделать достойный автомобиль. Многие автолюбители, ранее не “посвященные” в культ ценителей моделей Aero или 900, могли бы найти новый 9-5 весьма привлекательным. Но завод закрывают, и он грозит стать объектом охоты для коллекционеров. А уже готовый к производству кроссовер 9-4X может и вовсе остаться лишь прототипом, а ведь именно этой модели так не хватало шведам в борьбе за долю в сегменте премиум.

Напоследок стоит вспомнить об истории с продажей бренда соотечественникам из Koenigsegg, которая получилась довольно комичной. Производители суперкаров с труднопроизносимым названием даже обнародовали новый план развития марки на ближайшие годы, но за неделю до окончания сроков переговоров отозвали заявку. Не нашли денег? Вероятнее всего, именно так. А вот китайцы подсуетились вовремя: BAIC купил часть технологий Saab. Китайцам отошла интеллектуальная собственность на модели 9-5 и 9-3, а также часть оборудования для производства данных моделей. Сделка обошлась BAIC в 200 млн долл. Посмотрим, чем закончится новая история о разделе шведской марки; пока что весь этот процесс начинает походить на довольно затянувшийся фарс.

Александр Зумберов