Autonews
АвтоВАЗ спасут за счет новых ограничений для иномарок
Статьи 24 ноября 2009
Статьи 24 ноября 2009
АвтоВАЗ спасут за счет новых ограничений для иномарок
Спасением российского автопрома сейчас занимаются все кому не лень хотя бы потому, что государство с легкостью вбрасывает на поддержку отечественных заводов миллиарды и миллиарды. Сегодня первый вице-премьер Игорь Шувалов должен определиться с окончательным вариантом концепции развития многострадальной отрасли...
Сегодня решается будущее российского автопрома 
Сегодня чиновники должны определить концепцию развития российского автопрома до 2020 г. Особенности местного управления таковы, что даже принятая концепция еще десять раз поменяется, но все же нам интересно будет узнать хотя бы стартовые позиции и первоочередные цели концепции, которые должны провозгласить сегодня чиновники во главе с первым вице-премьером Игорем Шуваловым.

Спасением российского автопрома сейчас занимаются все кому не лень хотя бы потому, что государство с легкостью вбрасывает на поддержку отечественных заводов миллиарды и миллиарды. Правительство страны обратилось за помощью по разработке программы спасения автопрома к независимой Boston Consulting Group (BCG), эксперты которой десять дней назад выдали на-гора три предварительных варианта такой программы.

Ребята из Бостона тоже посчитали, что богатая нефтью Россия не пожалеет на свой автопром от 15 до 25 млрд евро, а иначе, говорят, если ничего не менять и не вкладывать больших денег в отрасль, то она превратится в отверточную сборку старых иностранных моделей и потеряет для государства стратегическую привлекательность.

Более перспективными для российского автопрома считаются варианты глобального партнерства с развитым зарубежным автопроизводителем, где инвестиции в кардинальное изменение завода, а речь всегда идет о громадном и неповоротливом АвтоВАЗе, желательно поделить с иностранцами. Но самым перспективным и самым дорогим для государства вариантом является не просто создание современного автопроизводства, а создание конкурентоспособной продукции, которая будет идти в основном на экспорт.

В любом случае рекомендуется как можно плотнее закрыть внутренний рынок от автомобильного импорта. Это позволит развернуть спрос в сторону внутреннего продукта и заставит мировые автогиганты разворачивать более масштабные проекты на территории России. Если чиновники согласятся с такими доводами, то нас ожидает увеличение таможенных пошлин на импортные автомобили до 40%, а то и до 80%. Такое развитие событий будет смотреться странно на фоне недавнего заявления президента Медведева, сделанного в Сингапуре на встрече лидеров стран Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) и осуждающего политику протекционизма в мировой торговле.

Перед сегодняшним совещанием у Шувалова события развивались следующим образом. Сначала АвтоВАЗ сам себе составил инвестпрограмму развития на 2010-2013 годы на 80 млрд руб. Позже, после прихода нового гендиректора Игоря Комарова, программа сократилась до 42 млрд руб., из которых 12 млрд руб. Путин был готов достать из госбюджета. Оставшиеся 30 млрд планировалось привлечь у ведущих госбанков, которые, однако, отказались от выкупа планировавшейся допэмиссии акций АвтоВАЗа. Денежные средства АвтоВАЗу сейчас остро необходимы – для покрытия убытков операционной деятельности и снижения угрозы банкротства и увольнения сотрудников.

В результате первый вице-премьер Игорь Шувалов заявил, что российское правительство готово уступить стратегическому инвестору контрольный пакет АвтоВАЗа, а завод сейчас находится в довольно тяжелом состоянии. Наши чиновники видят новым владельцем АвтоВАЗа компанию Renault. Французы уже владеют 25%-ным пакетом акций предприятия, и именно они, казалось бы, должны быть заинтересованы в прибыльности огромного российского автозавода.

Однако сами французы, похоже, еще не знают, что им отведена роль очередных спасителей АвтоВАЗа. Помнится, вице-президент Renault Кристиан Эстев говорил, что в компании не намерены в ближайшее время вкладывать деньги в АвтоВАЗ. Честно говоря, и правильно: создается впечатление, что скорее у Renault кончатся деньги, чем удастся сделать современной и прибыльной такую огромную махину, как АвтоВАЗ.

Сегодня на заседании у Игоря Шувалова будут окончательно решать, отдавать ли тольяттинский завод концерну Renault, а в ходе предстоящего визита в Париж премьер Владимир Путин лично будет агитировать французских бизнесменов за АвтоВАЗ.

Кирилл Орлов
Комментарии