АвтоВАЗ не спасут даже пошлины на иномарки
АвтоВАЗ не спасут даже пошлины на иномарки
Статьи 11 ноября 2009
Статьи 11 ноября 2009
АвтоВАЗ не спасут даже пошлины на иномарки
Результаты продаж новых автомобилей в октябре подтверждают прогноз, что по итогам года российский авторынок упадет вполовину. Однако чем ближе Новый Год и активней распродажи, тем больше производителей, которым удалось закончить месяц в плюсе...
Падение рынка стабилизировалось 
Ассоциация европейского бизнеса озвучила результаты продаж новых автомобилей за десять месяцев текущего года. Падение рынка в октябре составило 51% (до 116 700 шт.), при этом падение за десять месяцев составило -52% (до 1 232 514 шт.). Интересно, что в сентябре “упадническая тенденция” была точно такой же. Автопроизводители уже свыклись с тем, что рынок падает в среднем наполовину по сравнению с прошлым годом. Впереди несколько самых активных месяцев, в течение которых производители будут пытаться избавиться от запасов автомобилей двухгодичной давности. Таким образом, падение рынка за год уже едва ли составит более чем 52-53%: результат хоть и не радужный, но были прогнозы и похуже.

Продажи марки Lada, которая пока еще остается самой продаваемой на рынке, в октябре упали еще на 50%. За десять месяцев было продано 297 725 автомобилей. Если учесть, что ежемесячно завод продает по 28 тысяч автомобилей, в конце года будет продано не более 330 тысяч – катастрофически мало, учитывая почти нулевую маркетинговую активность завода и смену руководства в службе маркетинга. В целом пока завод укладывается в собственный прогноз по итогам года на уровне 330 тыс. автомобилей, однако удастся ли на фоне всего происходящего (падение рынка, разорение дилеров, увольнение персонала) показать хотя бы такой же результат в следующем году – это большой вопрос.

Пока же месячные продажи ВАЗа как минимум в три раза обгоняют результаты самого успешного иностранного производителя в России Chevrolet (7265 шт.), но в следующем году эта разница может быть сокращена. Несмотря на банкротство головной компании и смену руководства, марка Chevrolet который год держит пальму первенства в российском рейтинге продаж, за ней следуют привычные Ford и Renault, опережая с переменным успехом Nissan, Toyota и Hyundai.



Интересно, что чем ближе к концу года, тем больше автопроизводителей оказываются в плюсе по сравнению с довольно тяжелым октябрем прошлого года. В первую очередь, огромный прирост благодаря своей маркетинговой активности в октябре показывает KIA – 31% (7030 автомобилей), сказывается работа нового представительства. Suzuki удалось продемонстрировать показатель в 2% (3276 шт.) – компания пересмотрела ценовую политику в середине года. В премиум-сегменте тоже есть успехи: Audi приросла на 14% (1372 шт.), Porsche, которая в 2009 году пошла на нетипичную для себя массовую рекламу, достигла уровня 22% (110 шт.), а MINI – 85% (98 шт.). Коммерческие Iveco выросли до 29% (до 66 шт.), и даже Isuzu показала громадный прирост в 143%, хотя фактически проданное число автомобилей катастрофически мало: если в прошлом октябре было продано всего семь машин, то в этом немногим больше – 17 штук. Впрочем, по итогам десяти месяцев в плюсе держатся несколько другие марки, не слишком рисковавшие и последовательно избавлявшиеся от прошлогодних стоков: Citroen – 10% (10 629 шт.), Geely – 170% (7054 шт.) и Hummer – 80% (1032 шт.), хотя в абсолютном выражении продажи этих марок тоже не слишком велики.

Наличие склада и возможность дисконта в конце года оказывают большое влияние на показатели компаний-производителей. Например, Hummer и Cadillac, которые последние месяцы демонстрировали большой прирост, в октябре наконец пошли на убыль, так как запасы американских “тяжеловесов” подходят к концу: Hummer упал в октябре на 13% (49 шт.), Cadillac на 33% (80 шт.) – и это при том, что еще в прошлом месяце Hummer был в плюсе. Saab традиционно падает быстрее своих собратьев, который месяц показывая снижение на уровне 65-70%. Группа Chrysler необратимо опускается все ниже, распродавая запасы двухлетней давности: Dodge – -92%, Jeep – -79%, Chrysler – -39%.

Впрочем, говорить о каком-то выздоравливании рынка или стабилизации пока, наверное, рановато. Спрос носит достаточно стихийный характер, а сезонный фактор добавляет неразберихи. Огромные минусы в октябре проявились сразу у нескольких производителей, которые в прошлом месяце показывали более приемлемые результаты: например, Alfa Romeo в октябре 2009 года сумела продать всего четыре автомобиля (-84% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) – того и гляди придется закрывать последний московский салон марки. Volvo еще в сентябре держалась на уровне основной группы (-59%), но в октябре снова провалилась (-75%). Кроме того, сентябрьские показатели были гораздо позитивнее и у всех продуктов группы Sollers: SsangYong (-57%), FIAT (-54%), УАЗ (-27%).

Елена Костякова
Комментарии