АвтоВАЗ не спасут даже пошлины на иномарки
АвтоВАЗ не спасут даже пошлины на иномарки
Autonews рекомендует
< >
Autonews рекомендует
< >
Статьи 11 ноября 2009
Статьи 11 ноября 2009
АвтоВАЗ не спасут даже пошлины на иномарки
Результаты продаж новых автомобилей в октябре подтверждают прогноз, что по итогам года российский авторынок упадет вполовину. Однако чем ближе Новый Год и активней распродажи, тем больше производителей, которым удалось закончить месяц в плюсе...
Падение рынка стабилизировалось 
Ассоциация европейского бизнеса озвучила результаты продаж новых автомобилей за десять месяцев текущего года. Падение рынка в октябре составило 51% (до 116 700 шт.), при этом падение за десять месяцев составило -52% (до 1 232 514 шт.). Интересно, что в сентябре “упадническая тенденция” была точно такой же. Автопроизводители уже свыклись с тем, что рынок падает в среднем наполовину по сравнению с прошлым годом. Впереди несколько самых активных месяцев, в течение которых производители будут пытаться избавиться от запасов автомобилей двухгодичной давности. Таким образом, падение рынка за год уже едва ли составит более чем 52-53%: результат хоть и не радужный, но были прогнозы и похуже.

Продажи марки Lada, которая пока еще остается самой продаваемой на рынке, в октябре упали еще на 50%. За десять месяцев было продано 297 725 автомобилей. Если учесть, что ежемесячно завод продает по 28 тысяч автомобилей, в конце года будет продано не более 330 тысяч – катастрофически мало, учитывая почти нулевую маркетинговую активность завода и смену руководства в службе маркетинга. В целом пока завод укладывается в собственный прогноз по итогам года на уровне 330 тыс. автомобилей, однако удастся ли на фоне всего происходящего (падение рынка, разорение дилеров, увольнение персонала) показать хотя бы такой же результат в следующем году – это большой вопрос.

Пока же месячные продажи ВАЗа как минимум в три раза обгоняют результаты самого успешного иностранного производителя в России Chevrolet (7265 шт.), но в следующем году эта разница может быть сокращена. Несмотря на банкротство головной компании и смену руководства, марка Chevrolet который год держит пальму первенства в российском рейтинге продаж, за ней следуют привычные Ford и Renault, опережая с переменным успехом Nissan, Toyota и Hyundai.



Интересно, что чем ближе к концу года, тем больше автопроизводителей оказываются в плюсе по сравнению с довольно тяжелым октябрем прошлого года. В первую очередь, огромный прирост благодаря своей маркетинговой активности в октябре показывает KIA – 31% (7030 автомобилей), сказывается работа нового представительства. Suzuki удалось продемонстрировать показатель в 2% (3276 шт.) – компания пересмотрела ценовую политику в середине года. В премиум-сегменте тоже есть успехи: Audi приросла на 14% (1372 шт.), Porsche, которая в 2009 году пошла на нетипичную для себя массовую рекламу, достигла уровня 22% (110 шт.), а MINI – 85% (98 шт.). Коммерческие Iveco выросли до 29% (до 66 шт.), и даже Isuzu показала громадный прирост в 143%, хотя фактически проданное число автомобилей катастрофически мало: если в прошлом октябре было продано всего семь машин, то в этом немногим больше – 17 штук. Впрочем, по итогам десяти месяцев в плюсе держатся несколько другие марки, не слишком рисковавшие и последовательно избавлявшиеся от прошлогодних стоков: Citroen – 10% (10 629 шт.), Geely – 170% (7054 шт.) и Hummer – 80% (1032 шт.), хотя в абсолютном выражении продажи этих марок тоже не слишком велики.

Наличие склада и возможность дисконта в конце года оказывают большое влияние на показатели компаний-производителей. Например, Hummer и Cadillac, которые последние месяцы демонстрировали большой прирост, в октябре наконец пошли на убыль, так как запасы американских “тяжеловесов” подходят к концу: Hummer упал в октябре на 13% (49 шт.), Cadillac на 33% (80 шт.) – и это при том, что еще в прошлом месяце Hummer был в плюсе. Saab традиционно падает быстрее своих собратьев, который месяц показывая снижение на уровне 65-70%. Группа Chrysler необратимо опускается все ниже, распродавая запасы двухлетней давности: Dodge – -92%, Jeep – -79%, Chrysler – -39%.

Впрочем, говорить о каком-то выздоравливании рынка или стабилизации пока, наверное, рановато. Спрос носит достаточно стихийный характер, а сезонный фактор добавляет неразберихи. Огромные минусы в октябре проявились сразу у нескольких производителей, которые в прошлом месяце показывали более приемлемые результаты: например, Alfa Romeo в октябре 2009 года сумела продать всего четыре автомобиля (-84% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) – того и гляди придется закрывать последний московский салон марки. Volvo еще в сентябре держалась на уровне основной группы (-59%), но в октябре снова провалилась (-75%). Кроме того, сентябрьские показатели были гораздо позитивнее и у всех продуктов группы Sollers: SsangYong (-57%), FIAT (-54%), УАЗ (-27%).

Елена Костякова