branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Европейский авторынок находится на грани срыва

В условиях глубочайшего за последние десятилетия экономического спада продажи новых автомобилей в Европе в 2009 году будут на уровне предыдущего года. Но высокие продажи продержатся ровно столько, сколько будут действовать правительственные программы, а они не вечны...
Продажи новых автомобилей в Западной Европе в сентябре выросли на 8,8% относительно сентября прошлого года. Однако на рынке появились признаки замедления роста продаж. После постоянного спада европейских продаж в течение 2008 года весь 2009 год продажи в целом по Западной Европе постоянно росли. Это происходит под действием правительственных программ стимулирования спроса, принятых во многих странах Европы. Особенно подсуетились правительства тех стран, где есть мощная собственная автопромышленность: Германия, Франция, Италия, Великобритания, Испания.

Действие этих программ хорошо заметно на продажах сентября. По отношению к сентябрю 2008 года только эти пять стран и еще Австрия увеличили продажи новых авто. Во всех остальных 11 странах спад продаж в 2009 году продолжился и, например, в Ирландии достиг катастрофических значений – падение продаж в сентябре 45% и за девять месяцев 2009 года – 63% (показатели, сопоставимые с российскими).

Рост продаж новых автомобилей в Западной Европе, наблюдавшийся весь этот год, в сентябре замедлился. Лидером месяца стала Великобритания, где сентябрь – это традиционный месяц сезонного всплеска продаж. В Великобритании наконец-то сработали методы стимулирования спроса, и в сентябре 2009 года продажи превысили на 11% результат прошлогоднего сентября. Вместе с тем по итогам девяти месяцев результат все еще плох – минус 15%. Сентябрьские продажи в Германии выросли на 21%, а по итогам девяти месяцев рост составил 26%. Показатель сентября для Германии несколько ниже, чем в начале года: это последний месяц действия мощной правительственной программы по выдаче наличных за старые автомобили при покупке новых.

Французский рынок стойко, без большого спада, пережил кризис, а сейчас наблюдается еще и стабильный рост. В сентябре продажи выросли на 14%, а по итогам девяти месяцев – на 2%. К концу года во Франции ожидается лучший показатель продаж за все предыдущее десятилетие. Продажи автомобилей в Италии также выросли под влиянием схем стимулирования потребительского спроса.

Испанский автомобильный рынок был на грани срыва в штопор в начале года, но сейчас, когда и здесь пошли по немецкому пути поддержки автопрома, продажи растут. В сентябре Испания показала рост в 18%, хотя по итогам девяти месяцев года спад продаж все еще остается ощутимым – минус 28%.


J.D. Power and Associates


По Западной Европе в целом за счет действия госпрограмм на самых больших европейских рынках в сочетании со скидками дилеров год не будет провальным. В условиях глубочайшего за последние десятилетия экономического спада продажи новых автомобилей в 2009 году будут на уровне предыдущего года. Но высокие продажи продержатся ровно столько, сколько будут действовать правительственные программы, а они не вечны.

Локомотивом всего европейского авторынка является Германия. Немецкий рынок и так самый большой в Европе, так в этом году он вырос еще на четверть. Но теперь появились первые признаки того, что рынок начнет резко падать. Правительственные 5 млрд евро закончились в сентябре, и программа остановилась. Немецкое правительство уже заявило, что новых аналогичных программ прямой поддержки авторынка больше не будет. После окончания помощи немецкому рынку от их правительства следует ожидать, что продажи не только достигнут своего истинного уровня, но и продолжат дальнейшее падение. Оптимизма здесь питать не стоит, и продажи конца 2009 года и всего 2010 года будут низкими.

Так как немецкий рынок составляет примерно четверть от всего европейского рынка, то падение продаж в Германии является основным фактором, определяющим ожидание того, что западноевропейские продажи автомобилей упадут в 2010 году примерно на 9-10%.

Другие страны, например Франция, Италия, наоборот, собираются продолжить свои схемы помощи автопроизводителям в 2010 году. Однако это не означает рост продаж автомобилей в этих странах, программы рассчитаны скорее на поддержание относительной стабильности рынка и количества продаж на уровне 2009 года. Показатели Великобритании и Испании также вряд ли превысят уровни 2009 года. Кроме того, в отсутствие существенного экономического подъема в Западной Европе в 2010 году шансы других европейских рынков компенсировать потери 2010 года в Германии являются сравнительно небольшими.

Кирилл Орлов