branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Европейский авторынок находится на грани срыва

В условиях глубочайшего за последние десятилетия экономического спада продажи новых автомобилей в Европе в 2009 году будут на уровне предыдущего года. Но высокие продажи продержатся ровно столько, сколько будут действовать правительственные программы, а они не вечны...
Продажи новых автомобилей в Западной Европе в сентябре выросли на 8,8% относительно сентября прошлого года. Однако на рынке появились признаки замедления роста продаж. После постоянного спада европейских продаж в течение 2008 года весь 2009 год продажи в целом по Западной Европе постоянно росли. Это происходит под действием правительственных программ стимулирования спроса, принятых во многих странах Европы. Особенно подсуетились правительства тех стран, где есть мощная собственная автопромышленность: Германия, Франция, Италия, Великобритания, Испания.

Действие этих программ хорошо заметно на продажах сентября. По отношению к сентябрю 2008 года только эти пять стран и еще Австрия увеличили продажи новых авто. Во всех остальных 11 странах спад продаж в 2009 году продолжился и, например, в Ирландии достиг катастрофических значений – падение продаж в сентябре 45% и за девять месяцев 2009 года – 63% (показатели, сопоставимые с российскими).

Рост продаж новых автомобилей в Западной Европе, наблюдавшийся весь этот год, в сентябре замедлился. Лидером месяца стала Великобритания, где сентябрь – это традиционный месяц сезонного всплеска продаж. В Великобритании наконец-то сработали методы стимулирования спроса, и в сентябре 2009 года продажи превысили на 11% результат прошлогоднего сентября. Вместе с тем по итогам девяти месяцев результат все еще плох – минус 15%. Сентябрьские продажи в Германии выросли на 21%, а по итогам девяти месяцев рост составил 26%. Показатель сентября для Германии несколько ниже, чем в начале года: это последний месяц действия мощной правительственной программы по выдаче наличных за старые автомобили при покупке новых.

Французский рынок стойко, без большого спада, пережил кризис, а сейчас наблюдается еще и стабильный рост. В сентябре продажи выросли на 14%, а по итогам девяти месяцев – на 2%. К концу года во Франции ожидается лучший показатель продаж за все предыдущее десятилетие. Продажи автомобилей в Италии также выросли под влиянием схем стимулирования потребительского спроса.

Испанский автомобильный рынок был на грани срыва в штопор в начале года, но сейчас, когда и здесь пошли по немецкому пути поддержки автопрома, продажи растут. В сентябре Испания показала рост в 18%, хотя по итогам девяти месяцев года спад продаж все еще остается ощутимым – минус 28%.

прямой поддержки авторынка больше не будет. После окончания помощи немецкому рынку от их правительства следует ожидать, что продажи не только достигнут своего истинного уровня, но и продолжат дальнейшее падение. Оптимизма здесь питать не стоит, и продажи конца 2009 года и всего 2010 года будут низкими.

Так как немецкий рынок составляет примерно четверть от всего европейского рынка, то падение продаж в Германии является основным фактором, определяющим ожидание того, что западноевропейские продажи автомобилей упадут в 2010 году примерно на 9-10%.

Другие страны, например Франция, Италия, наоборот, собираются продолжить свои схемы помощи автопроизводителям в 2010 году. Однако это не означает рост продаж автомобилей в этих странах, программы рассчитаны скорее на поддержание относительной стабильности рынка и количества продаж на уровне 2009 года. Показатели Великобритании и Испании также вряд ли превысят уровни 2009 года. Кроме того, в отсутствие существенного экономического подъема в Западной Европе в 2010 году шансы других европейских рынков компенсировать потери 2010 года в Германии являются сравнительно небольшими.

Кирилл Орлов