branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

В. Путин лично решит судьбу АвтоВАЗа

На вчерашнем совещании у В. Путина компания Renault дала понять, что готова помочь АвтоВАЗу технологиями. Тольяттинцы ждут от премьера решения: “выдача” ВАЗа французам или еще один шанс на спасение...
Вчера премьер правительства РФ Владимир Путин провел совещание с участием представителей Renault и АвтоВАЗа, где пообещал не допустить ликвидации Волжского автозавода. На диалог с В. Путиным Renault заставило пойти недавнее заявление, что в дальнейшем французский концерн должен оказывать финансовую помощь АвтоВАЗу вместе с российским правительством, иначе его доля в предприятии будет уменьшена. В качестве одного из вариантов спасения российского автогиганта от банкротства рассматривается возможность допэмиссии акций либо выпуска облигаций, которые впоследствии могут быть конвертированы в акции предприятия кредиторами, то есть госбанками.


На совещании В. Путин дал понять, что со своей стороны российское правительство в очередной раз готово выделить деньги для поддержки завода. Напомним, что последний раз АвтоВАЗ попросил 12 млрд рублей на проведение соцвыплат увольняемым рабочим. Весной заводу уже дали денег в виде беспроцентной субсидии в 25 млрд рублей. При этом чистый долг завода составляет на сегодняшний день около 40 млрд рублей, а бизнес-плана, по сведениям источников, президент АвтоВАЗа Игорь Комаров правительству пока так и не представил.

Компания Renault, которая является владельцем блокирующего 25%-ного пакета акций АвтоВАЗа, в последнее время ведшая себя достаточно индифферентно, в свою очередь заверила премьера, что чувствует себя социально ответственной и готова участвовать в решении проблем завода. Французы подчеркнули, что на тольяттинской площадке они готовятся собирать ряд новых моделей. В. Путин идею поддержал, заявив, что в таком случае нужно сосредоточиться на создании центра инжиниринговых компетенций.

Передача технологий от Renault к АвтоВАЗу – еще один шаг по “офранцуживанию” завода, что грозит фактически полным подавлением российского национального автопроизводителя. У АвтоВАЗа и сейчас есть собственный мощный инжиниринговый центр – другое дело, что для того чтобы дать имеющимся разработкам “зеленый свет”, необходимы средства, которых у завода нет. Отсутствие денег, в частности, не позволяет ВАЗу поставить на производство ту же самую, фактически готовую модель С-класса на новой, собственной платформе, для чего необходимо не менее 30 млрд рублей.

Вливание средств в разработку собственных моделей ВАЗа не в интересах французской компании, поэтому денег АвтоВАЗу Renault не даст, уверены большинство экспертов. Не денежный вклад в капитал АвтоВАЗа в форме лицензий и технологий – наиболее удобный и вероятный вариант для Renault, говорит начальник аналитического депатамента УК “Капитал” Сергей Карыхалин. “Если же Renault откажется от помощи предприятию, то доля французской компании будет размыта, – говорит эксперт. – Учитывая наличие у Renault других активов в России (СП “Автофрамос”), а также важность для компании российского и восточноевропейского рынков, я думаю, что компромисс будет найден и в той или иной форме Renault окажет помощь АвтоВАЗу”.

“Для Renault с их долгом в 30 млрд евро и квартальными убытками сейчас не самое подходящее время для новых инвестиций в АвтоВАЗ, – согласен аналитик УК “Ингосстрах-Инвестиции” Евгений Шаго. – Поэтому денег они, скорее всего, не дадут. Компания может передать АвтоВАЗу какие-то активы или технологии, например свою долю в “Автофрамосе” или платформу Logan, которую сама компания уже предполагает менять на более современную. Сворачивание работ по собственной модели С-класса АвтоВАЗом создает для этого необходимые предпосылки. Если передача активов или технологий в обмен на допэмиссию не состоится, Renault вполне может удовольствоваться и ролью миноритария, тем более что в последнее время участие компании в управлении АвтоВАЗом и так была минимальной”.

8 октября первый вице-премьер Игорь Шувалов должен приехать в Тольятти, чтобы на месте еще раз обсудить ситуацию. Предполагается, что тогда же должен быть составлен план реструктуризации предприятия. Впрочем, эксперты уверены, что, несмотря на активное внимание к проблеме, консенсус будет найден не ранее следующего года. Решение проблем АвтоВАЗа из производственной постепенно перешло в сферу политическую, говорят эксперты, и сегодняшний спор в принципе имеет под собой очень слабое экономическое обоснование.

Чем же закончится дело в итоге, предсказать сегодня не берется никто – многое будет зависеть от того, какую линию поведения выберет “добрый” премьер. “В Тольятти у многих такие настроения: “Приедет барин, он все и рассудит, а мы пока посидим подождем”, – комментирует ситуацию директор АА “Автостат” Сергей Целиков. – Сами-то мужики, которые поставлены тут управлять процессом, ничего делать не хотят, а может, просто не могут. Какое-то полное бездействие. А время-то стремительно уходит”.

Елена Костякова