branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Чеченцы спасают российский автопром

Аргунский автозавод “ЧеченАвто”, запущенный в прошлом году, отказался от планов по выпуску малотоннажного грузовика и внедорожника “Сталкер”. Чеченцы решили взять “горящие” вазовские технологии: забрать “четверку” с обанкротившегося “ИжАвто” и построить другой внедорожник на базе “Нивы”...
Чеченцы спасают российский автопром
Чеченцы спасают российский автопром
Проекты вазовских президентов продолжают разваливаться один за другим. Чеченская площадка по сборке вазовских автомобилей создавалась при Владимире Артякове и со всем государственным пафосом была запущена в мае прошлого года. Предполагалось, что завод начнет работу со сборки вазовской “семерки”, после чего перейдет к производству малотоннажного грузовика, созданного на базе вазовского минивэна “Надежда”, а затем внедорожника “Сталкер”. Однако из-за кризиса реализацию проектов пришлось отложить: кроме “семерки” на чеченском конвейере ничего с тех пор так и не появилось. По словам руководства завода, планы производства были сдвинуты сознательно. Теперь здесь хотят сосредоточиться на производстве аналога “Нивы” с привлечением вазовской технологической базы, которая на самом заводе оказалась невостребованной. Попутно чеченцы ведут переговоры с ВАЗом о “перебросе” модели ВАЗ-2104 из Ижевска в г. Аргун.


Чеченское предприятие готово оформить соответствующий заказ на разработку автомобиля в Дирекцию технического развития АвтоВАЗа. Сами чеченцы построить машину не смогут, а только по “Ниве” насчитывается 6-8 тысяч чертежей. Мощности чеченского предприятия составляют всего около 30 000 автомобилей в год. Но если еще год назад речь шла о производстве максимум 15 000 автомобилей, то сегодня идеологи чеченского проекта уверяют, что готовы производить до 200 000 автомобилей в год. Для этого им нужны права на разработку, после чего они собираются организовать полный производственный цикл на территории Чечни с расчетом на экспорт автомобиля. Необходимый объем инвестиций оценивается в 40-80 млн евро. Автокомпоненты планируют заказывать у оборонщиков, впоследствии займутся их производством самостоятельно. Стоимость чеченской “Нивы” будет варьироваться от 200 000 до 300 000 рублей.

“Для локализации производства комплектующих сложностей никаких нет. Сейчас мы оцениваем, каких компонентов нам будет недостаточно, чтобы замкнуть этот проект, и будем выходить в соответствующие структуры, – говорит замгендиректора завода Т. Хубаев. – Я надеюсь, что мы найдем понимание среди руководства оборонных концернов, когда предложим им эти программы развития. Составление бизнес-плана по каждому из компонентов займет месяц максимум. Если получим добро, мы могли бы сделать презентацию для Путина, Шувалова, Сечина в течение полутора месяцев. Я могу точно сказать, что, поставив на производство “Ниву” в Аргуне, мы получим 100% экспортно ориентированный автомобиль. Это машина, которую мы будем производить, собирать и продавать “туда”.

О сборке “Нивы” чеченцы поговаривали давно, да и под джип “Сталкер” пытались наладить поставки коробок передач и трансмиссий, однако дело застопорилось. У Хубаева свой резон двигать проект: компания “Объединенные консультанты ФДП”, где он является вице-президентом, работает над проектом по инновационному развитию Чеченской Республики. Поэтому “автомобиль для Чечни” – это скорее повод, а в целом его проект предусматривает строительство сборочных площадок в сотрудничестве с субъектами РФ. Именно с ними и планируется договариваться по финансированию проектов. По словам Хубаева, договоренности по созданию сборочных площадок уже достигнуты с тремя субъектами РФ (в том числе с Читинской и Иркутской областями). Проект может показаться несколько бредовым, если бы не два “но”: во-первых, за “ЧеченАвто” стоит Министерство промышленности и энергетики Чеченской Республики, во-вторых, личная дружба Владимира Путина с Рамзаном Кадыровым. Да и потом, к автомобилю “Нива” наш премьер питает явное неравнодушие, что с удовольствием демонстрирует в горах и на бездорожье. Несмотря на то что АвтоВАЗ всегда подчеркивал, что с “Нивой” не расстанется, и категорически отказывался продавать на нее права, сегодня на Волжском автозаводе курс поменялся: акценты сделаны на модельный ряд Renault-Nissan. “GM-АвтоВАЗ” вообще находится в подвешенном состоянии и, вполне возможно, в скором времени сменит собственника. Между тем Chevy Niva остается одним из самых востребованных продуктов на российском рынке, поэтому Чечне, которой В. Путин пообещал автопром, вполне может что-нибудь перепасть. Несмотря на заявленные проектные мощности, пока объемы производства здесь небольшие: в прошлом году АвтоВАЗ поставил на “ЧеченАвто” всего 500 машинокомплектов. Между тем правительство сейчас заинтересовано в развитии отечественного автопрома за Уралом, где народ остался без “праворулек”.

На АвтоВАЗе возможность разработки внедорожника для Чечни пока не обсуждают и сразу отметают перспективу поставок в республику машинокомплектов Lada 4X4. Впрочем, здесь охотно комментируют возможность поставки на “ЧеченАвто” машинокомлектов другой классической модели, которая “простаивает”, то есть “четверки”. На завод уже поступал запрос о рассмотрении возможности поставки машинокомплектов Lada-2104 на сборочное предприятие “ЧеченАвто”, объяснил директор пресс-центра Александр Шмыгов. “Решение этого вопроса может быть рассмотрено трехсторонней рабочей группой, состоящей из представителей АвтоВАЗа, “ИжАвто”, “ЧеченАвто”, – сказал он. На “ИжАвто” воздержались от комментариев на этот счет, отметив, что продолжают вести переговоры как с ВАЗом, так и с KIA, еще надеясь возобновить производство в этом году. Шансы, что это произойдет, впрочем, ничтожны, так как завод фактически с весны простаивает, сейчас на нем введена процедура внешнего управления. Компания KIA не раз намекала, что не заинтересована в продолжении сотрудничества с Ижевским автозаводом. А на ВАЗе рассказали, что последняя поставка машинокомплектов на “ИжАвто” была в июне 2009 года.

Если передача “четверки” еще имеет кое-какие перспективы на чеченской площадке, то планы по созданию внедорожника у экспертов вызывают настроения скептические. В первую очередь из-за заявленных объемов производства и туманной перспективы по локализации. “Чеченский завод “Пищемаш” в Аргуне за семь месяцев текущего года собрал 498 автомобиля Lada “седьмой” модели. Это меньше 40 машин в месяц! – комментирует директор АА “Автостат” Сергей Целиков. – Какой там автопром? Идеи по поводу сборки внедорожников и коммерческой техники на платформе “Нивы”, а потом и на “китайской” платформе мы обсуждали с конструкторами несколько раз. Все это идеи, проекты, прожекты... Они ничем серьезным не подкреплены. Нет у них будущего, однозначно”.

Как отмечает аналитик УК “Ингосстрах-Инвестиции” Евгений Шаго, идея производства автокомпонентов на оборонных предприятиях высказывалась еще раньше руководством “Рособоронэкспорта”, однако экономического обоснования не получила. “Для автокомпонента самый важный фактор – цена, оборонные предприятия не всегда могут выдержать ценовую конкуренцию. Совершенно нереально, – констатирует эксперт. – Создание абсолютно нового автомобиля требует до 1 млрд долларов инвестиций, столько никто в это предприятие не вложит”.

Глава автомобильной практики Ward Howell Борис Рохин добавляет, что критическое значение имеют и объемы выпуска комплектующих: “Сильно сомневаюсь, что на оборонных заводах себестоимость будет конкурентоспособна по сравнению с теми, кто уже давно штампует нехитрые и некачественные детали для этих машин. Теоретически военные могут сделать лучше, но это будет гораздо дороже. Это реально только при покупке какой-либо устаревшей платформы на Западе и ее “творческом переосмыслении”.

Елена Костякова