
Чеченцы спасают российский автопром
Проекты вазовских президентов продолжают разваливаться один за другим. Чеченская площадка по сборке вазовских автомобилей создавалась при Владимире Артякове и со всем государственным пафосом была запущена в мае прошлого года. Предполагалось, что завод начнет работу со сборки вазовской “семерки”, после чего перейдет к производству малотоннажного грузовика, созданного на базе вазовского минивэна “Надежда”, а затем внедорожника “Сталкер”. Однако из-за кризиса реализацию проектов пришлось отложить: кроме “семерки” на чеченском конвейере ничего с тех пор так и не появилось. По словам руководства завода, планы производства были сдвинуты сознательно. Теперь здесь хотят сосредоточиться на производстве аналога “Нивы” с привлечением вазовской технологической базы, которая на самом заводе оказалась невостребованной. Попутно чеченцы ведут переговоры с ВАЗом о “перебросе” модели экспортно ориентированный автомобиль. Это машина, которую мы будем производить, собирать и продавать “туда”.
О сборке “Нивы” чеченцы поговаривали давно, да и под джип “Сталкер” пытались наладить поставки коробок передач и трансмиссий, однако дело застопорилось. У Хубаева свой резон двигать проект: компания “Объединенные консультанты ФДП”, где он является вице-президентом, работает над проектом по инновационному развитию Чеченской Республики. Поэтому “автомобиль для Чечни” – это скорее повод, а в целом его проект предусматривает строительство сборочных площадок в сотрудничестве с субъектами РФ. Именно с ними и планируется договариваться по финансированию проектов. По словам Хубаева, договоренности по созданию сборочных площадок уже достигнуты с тремя субъектами РФ (в том числе с Читинской и Иркутской областями). Проект может показаться несколько бредовым, если бы не два “но”: во-первых, за “ЧеченАвто” стоит Министерство промышленности и энергетики Чеченской Республики, во-вторых, личная дружба Владимира Путина с Рамзаном Кадыровым. Да и потом, к автомобилю “Нива” наш премьер питает явное неравнодушие, что с удовольствием демонстрирует в горах и на бездорожье. Несмотря на то что АвтоВАЗ всегда подчеркивал, что с “Нивой” не расстанется, и категорически отказывался продавать на нее права, сегодня на Волжском автозаводе курс поменялся: акценты сделаны на модельный ряд Renault-Nissan. “GM-АвтоВАЗ” вообще находится в подвешенном состоянии и, вполне возможно, в скором времени сменит собственника. Между тем Chevy Niva остается одним из самых востребованных продуктов на российском рынке, поэтому Чечне, которой В. Путин пообещал автопром, вполне может что-нибудь перепасть. Несмотря на заявленные проектные мощности, пока объемы производства здесь небольшие: в прошлом году АвтоВАЗ поставил на “ЧеченАвто” всего 500 машинокомплектов. Между тем правительство сейчас заинтересовано в развитии отечественного автопрома за Уралом, где народ остался без “праворулек”.
На АвтоВАЗе возможность разработки внедорожника для Чечни пока не обсуждают и сразу отметают перспективу поставок в республику машинокомплектов Lada 4X4. Впрочем, здесь охотно комментируют возможность поставки на “ЧеченАвто” машинокомлектов другой классической модели, которая “простаивает”, то есть “четверки”. На завод уже поступал запрос о рассмотрении возможности поставки машинокомплектов Lada-2104 на сборочное предприятие “ЧеченАвто”, объяснил директор пресс-центра Александр Шмыгов. “Решение этого вопроса может быть рассмотрено трехсторонней рабочей группой, состоящей из представителей АвтоВАЗа, “ИжАвто”, “ЧеченАвто”, – сказал он. На “ИжАвто” воздержались от комментариев на этот счет, отметив, что продолжают вести переговоры как с ВАЗом, так и с KIA, еще надеясь возобновить производство в этом году. Шансы, что это произойдет, впрочем, ничтожны, так как завод фактически с весны простаивает, сейчас на нем введена процедура внешнего управления. Компания KIA не раз намекала, что не заинтересована в продолжении сотрудничества с Ижевским автозаводом. А на ВАЗе рассказали, что последняя поставка машинокомплектов на “ИжАвто” была в июне 2009 года.
Если передача “четверки” еще имеет кое-какие перспективы на чеченской площадке, то планы по созданию внедорожника у экспертов вызывают настроения скептические. В первую очередь из-за заявленных объемов производства и туманной перспективы по локализации. “Чеченский завод “Пищемаш” в Аргуне за семь месяцев текущего года собрал 498 автомобиля Lada “седьмой” модели. Это меньше 40 машин в месяц! – комментирует директор АА “Автостат” Сергей Целиков. – Какой там автопром? Идеи по поводу сборки внедорожников и коммерческой техники на платформе “Нивы”, а потом и на “китайской” платформе мы обсуждали с конструкторами несколько раз. Все это идеи, проекты, прожекты... Они ничем серьезным не подкреплены. Нет у них будущего, однозначно”.
Как отмечает аналитик УК “Ингосстрах-Инвестиции” Евгений Шаго, идея производства автокомпонентов на оборонных предприятиях высказывалась еще раньше руководством “Рособоронэкспорта”, однако экономического обоснования не получила. “Для автокомпонента самый важный фактор – цена, оборонные предприятия не всегда могут выдержать ценовую конкуренцию. Совершенно нереально, – констатирует эксперт. – Создание абсолютно нового автомобиля требует до 1 млрд долларов инвестиций, столько никто в это предприятие не вложит”.
Глава автомобильной практики Ward Howell Борис Рохин добавляет, что критическое значение имеют и объемы выпуска комплектующих: “Сильно сомневаюсь, что на оборонных заводах себестоимость будет конкурентоспособна по сравнению с теми, кто уже давно штампует нехитрые и некачественные детали для этих машин. Теоретически военные могут сделать лучше, но это будет гораздо дороже. Это реально только при покупке какой-либо устаревшей платформы на Западе и ее “творческом переосмыслении”.
Елена Костякова
О сборке “Нивы” чеченцы поговаривали давно, да и под джип “Сталкер” пытались наладить поставки коробок передач и трансмиссий, однако дело застопорилось. У Хубаева свой резон двигать проект: компания “Объединенные консультанты ФДП”, где он является вице-президентом, работает над проектом по инновационному развитию Чеченской Республики. Поэтому “автомобиль для Чечни” – это скорее повод, а в целом его проект предусматривает строительство сборочных площадок в сотрудничестве с субъектами РФ. Именно с ними и планируется договариваться по финансированию проектов. По словам Хубаева, договоренности по созданию сборочных площадок уже достигнуты с тремя субъектами РФ (в том числе с Читинской и Иркутской областями). Проект может показаться несколько бредовым, если бы не два “но”: во-первых, за “ЧеченАвто” стоит Министерство промышленности и энергетики Чеченской Республики, во-вторых, личная дружба Владимира Путина с Рамзаном Кадыровым. Да и потом, к автомобилю “Нива” наш премьер питает явное неравнодушие, что с удовольствием демонстрирует в горах и на бездорожье. Несмотря на то что АвтоВАЗ всегда подчеркивал, что с “Нивой” не расстанется, и категорически отказывался продавать на нее права, сегодня на Волжском автозаводе курс поменялся: акценты сделаны на модельный ряд Renault-Nissan. “GM-АвтоВАЗ” вообще находится в подвешенном состоянии и, вполне возможно, в скором времени сменит собственника. Между тем Chevy Niva остается одним из самых востребованных продуктов на российском рынке, поэтому Чечне, которой В. Путин пообещал автопром, вполне может что-нибудь перепасть. Несмотря на заявленные проектные мощности, пока объемы производства здесь небольшие: в прошлом году АвтоВАЗ поставил на “ЧеченАвто” всего 500 машинокомплектов. Между тем правительство сейчас заинтересовано в развитии отечественного автопрома за Уралом, где народ остался без “праворулек”.
На АвтоВАЗе возможность разработки внедорожника для Чечни пока не обсуждают и сразу отметают перспективу поставок в республику машинокомплектов Lada 4X4. Впрочем, здесь охотно комментируют возможность поставки на “ЧеченАвто” машинокомлектов другой классической модели, которая “простаивает”, то есть “четверки”. На завод уже поступал запрос о рассмотрении возможности поставки машинокомплектов Lada-2104 на сборочное предприятие “ЧеченАвто”, объяснил директор пресс-центра Александр Шмыгов. “Решение этого вопроса может быть рассмотрено трехсторонней рабочей группой, состоящей из представителей АвтоВАЗа, “ИжАвто”, “ЧеченАвто”, – сказал он. На “ИжАвто” воздержались от комментариев на этот счет, отметив, что продолжают вести переговоры как с ВАЗом, так и с KIA, еще надеясь возобновить производство в этом году. Шансы, что это произойдет, впрочем, ничтожны, так как завод фактически с весны простаивает, сейчас на нем введена процедура внешнего управления. Компания KIA не раз намекала, что не заинтересована в продолжении сотрудничества с Ижевским автозаводом. А на ВАЗе рассказали, что последняя поставка машинокомплектов на “ИжАвто” была в июне 2009 года.
Если передача “четверки” еще имеет кое-какие перспективы на чеченской площадке, то планы по созданию внедорожника у экспертов вызывают настроения скептические. В первую очередь из-за заявленных объемов производства и туманной перспективы по локализации. “Чеченский завод “Пищемаш” в Аргуне за семь месяцев текущего года собрал 498 автомобиля Lada “седьмой” модели. Это меньше 40 машин в месяц! – комментирует директор АА “Автостат” Сергей Целиков. – Какой там автопром? Идеи по поводу сборки внедорожников и коммерческой техники на платформе “Нивы”, а потом и на “китайской” платформе мы обсуждали с конструкторами несколько раз. Все это идеи, проекты, прожекты... Они ничем серьезным не подкреплены. Нет у них будущего, однозначно”.
Как отмечает аналитик УК “Ингосстрах-Инвестиции” Евгений Шаго, идея производства автокомпонентов на оборонных предприятиях высказывалась еще раньше руководством “Рособоронэкспорта”, однако экономического обоснования не получила. “Для автокомпонента самый важный фактор – цена, оборонные предприятия не всегда могут выдержать ценовую конкуренцию. Совершенно нереально, – констатирует эксперт. – Создание абсолютно нового автомобиля требует до 1 млрд долларов инвестиций, столько никто в это предприятие не вложит”.
Глава автомобильной практики Ward Howell Борис Рохин добавляет, что критическое значение имеют и объемы выпуска комплектующих: “Сильно сомневаюсь, что на оборонных заводах себестоимость будет конкурентоспособна по сравнению с теми, кто уже давно штампует нехитрые и некачественные детали для этих машин. Теоретически военные могут сделать лучше, но это будет гораздо дороже. Это реально только при покупке какой-либо устаревшей платформы на Западе и ее “творческом переосмыслении”.
Елена Костякова