branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Дизельные авто никому не нужны

После многих лет доминирования на авторынке Западной Европы дизельные двигатели начали сдавать позиции. По итогам первых шести месяцев 2009 года из 6 979 342 новых легковых автомобилей, проданных в Западной Европе, на дизельные пришлось 45,9% – это существенный спад...
После многих лет доминирования на авторынке Западной Европы дизельные двигатели начали сдавать позиции. Как следует из статистики Европейской ассоциации автопроизводителей (ACEA), по итогам первых шести месяцев 2009 года из 6 979 342 новых легковых автомобилей, проданных в Западной Европе, на дизельные пришлось 45,9%. Это существенный спад по сравнению с 52,7%, которые занимали дизели в первом полугодии 2008 года, и еще больший – по сравнению с пиковым значением в 53,3%, достигнутым в 2007 г. В чем же причина такой перемены?

Одним из главных факторов изменения структуры спроса стали правительственные программы по стимулированию продаж автомобилей. Акции, подобные американской “Наличные за автохлам”, прежде всего привели к росту продаж компактных топливоэффективных автомобилей нижнего и среднего ценового сегмента. При существующей в Европе разнице цен на бензиновые и дизельные версии в 2000-3000 евро, разумеется, подавляющее большинство покупателей выбрали более дешевые бензиновые варианты, поскольку доплата “съела” бы весь правительственный бонус.

В то время как дизельные двигатели не являются объектом внимания госпрограмм, автомобили на альтернативных видах топлива во многих странах принадлежат к льготным категориям. Например, в Италии при покупке машины, использующей сжиженный природный газ, автовладелец получает от государства до 3500 евро. Чуть меньшая, но также значительная премия полагается за покупку автомобиля с двигателем, работающим на сжатом газе. В настоящий момент этот сегмент еще недостаточно развит, чтобы как-то повлиять на общую картину продаж, однако в перспективе газомобили могут стать серьезным конкурентом дизелям.

Гораздо более серьезной в настоящее время выглядит угроза со стороны гибридов. В ходе Франкфуртского автосалона представители Toyota заявили, что с июня по август получили 25 000 заявок от европейцев на новый Prius. По словам президента японской корпорации Акио Тойоды, Toyota будет наращивать “гибридное” присутствие в Европе и дальше: так, в 2010 году в Великобритании будет запущен в производство компактный хэтчбек Toyota Auris с гибридной силовой установкой. Пока сложно сказать, станут ли гибриды в Европе такой же силой, как в Японии и США, но, несомненно, долю рынка они будут завоевывать за счет дизелей.

Усилия Евросоюза, направленные на сокращение выброса парниковых газов и общее повышение экологической ответственности производителей, могут если не окончательно “загнать в могилу” дизельные агрегаты, то сделать их производство экономически невыгодным. Уже в 2014 году вступит в силу экологический норматив “Евро-6”, в котором особо строгие требования предъявляются к окиси и двуокиси азота, а также сажевым частицам – то есть именно тем вредным веществам, которые выбрасывают в больших количествах дизельные моторы. По оценкам независимых экспертов, готовивших отчет для Еврокомиссии, автомобиль с дизельным двигателем, удовлетворяющим требованиям “Евро-6”, будет стоить примерно на 900 евро дороже, чем сегодня. Одновременно с этим мировой автопром активно продвигает на рынок экологически чистые и экономичные бензиновые двигатели – например, такие как серия MultiAir от Fiat. Оснащенный им Alfa Romeo MiTo уже в ближайший месяц поступит в продажу в Италии, Германии и Франции.

Исходя из обрисованной выше ситуации, будущее дизельных моторов в Западной Европе выглядит достаточно скромным. Конечно, им не грозит опасность стать такой же устаревшей экзотикой, как паровой двигатель, но можно с уверенностью предположить, что 50% европейского рынка дизели не займут больше никогда.

Вера Данилина