branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Opel не хотят отдавать русским

Амбиции разных стран создают Opel репутацию философского камня, с помощью которого мировой бизнес пытается получить автомобильное золото...
Умеют все иностранцы испортить русским настроение. Аккурат перед Днем России американцы поставили под сомнение российские права на Opel. General Motors старается оформить соглашение с Magna International по покупке Opel, но по-прежнему готова выслушать предложения других покупателей, утверждает главный исполнительный директор GM Фриц Хендерсон: “Пока мы только обсуждаем детали предстоящего соглашения, у Magna нет эксклюзивного положения, поэтому мы открыты для других предложений”. И он сразу же рассказал о причинах, почему GM немного осадил канадско-русский консорциум: “Мы тратим много времени с Magna, пытаясь прийти к окончательному соглашению”.

А ведь так хорошо все начиналось. Opel уже считали тем самым недостающим элементом, который сможет поднять российский автопром до более-менее приличного уровня. Уже и первый заместитель премьер-министра РФ Игорь Шувалов сообщил, что Opel приобретаем ради западных ноу-хау, которые станут базисом для возрождения российского автопрома, а глава Сбербанка Герман Греф заявил о готовности выкупить российские заводы GM – долю в тольяттинском СП и питерскую площадку – и отдать их в Opel, а долю Сбербанка в немецкой компании отдать ГАЗу. Горьковский автозавод становился бы в авангарде российской автомобильной промышленности... И вот на тебе! Притормозили.

Неизвестно пока, в чем причина разногласий между контрпартнерами, однако несговорчивость может дорого стоить Magna и ее русским партнерам. Проигравшие в первом раунде соперники готовы использовать малейшую оплошность конкурентов. Не так давно глава Fiat Серджио Маркионне еще раз подтвердил интерес своего концерна к немецкой марке: “Наш интерес сохраняется, но уже не все зависит только от нас”. Итальянцы уже подтянули на помощь собственное правительство, премьер-министр Италии Сильвио Берлускони заявил, что готов способствовать переговорному процессу со своими немецкими коллегами. А, надо полагать, дон Сильвио имеет в Евросоюзе не меньший авторитет, чем российский премьер, разве что сам в Берлине не работал.

По-прежнему заинтересованы в Opel и в Китае. Представители народной республики уже наложили лапу на один из стульев из гарнитура General Motors – Hummer, так почему бы не скупить и оставшуюся часть: Beijing Automotive Industry Corp. в любой момент готова начать переговоры. Представители BAIC еще раз встретились с членами немецкого правительства, подтвердив свое намерение выступить с “серьезно доработанным предложением”, если им дадут второй шанс.

Пока немецкие власти целиком на стороне русско-канадкого союза. Премьер-министры различных немецких провинций, на землях которых стоят заводы-“замки” Opel, по очереди выступают со словами поддержки Magna. Дитер Альтхаус из Тюрингии излучает оптимизм по поводу скорого подписания окончательного соглашения, а его коллега из Гессена Рональд Кох еще раз дал понять: для Fiat – никакого второго шанса!

И тем не менее не надо списывать со счетов тех же итальянцев. У них есть вполне конкретная цель – сделать Fiat крупнейшим автопроизводителем в мире, и для достижения этой цели Маркионне готов пойти на многое, тем более что Opel рассматривается как ключ к выходу на гроссмейстерский уровень 5,5 млн автомобилей в год.

Наши вполне могут пролететь мимо немецкого гнезда. Похожая история ведь уже случалась, в другой отрасли, правда, но декорации были почти такими же как сейчас. Лет пять назад были и европейский товар – крупнейший на тот момент производитель стали в мире Arcelor, и русский купец – Алексей Мордашов со своей “Северсталью” готовился к поглощению, которое сделало бы его главным “стальным королем” в мире. И соглашение было уже подписано, ан нет – утек актив к конкурентам. Индус Лакшми Миттал осыпал европейцев ассигнациями, и те недолго думая разорвали сделку с русскими (выплатив компенсацию, конечно, из индийского кармана). Думаю, русским бизнесменам-чиновникам не стоит забывать об этой истории.

Для одних – базис для возрождения национального автопрома, для других – недостающее звено для мирового лидерства. Амбиции разных стран создают Opel репутацию философского камня, с помощью которого мировой бизнес пытается получить автомобильное золото.

Алексей Лаврухин