branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Рынок иномарок пошел ко дну

Меры, принятые российским правительством, не дают никаких результатов. Накануне кризиса Россия выбралась по продажам иномарок на уровень Германии, а сегодня объем продаж новых авто в России в три раза ниже...
Меры, принятые российским правительством, не дают никаких результатов. Накануне кризиса Россия выбралась по продажам иномарок на уровень Германии, а в мае 2009 года объем продаж новых легковых автомобилей в Германии вырос на 39,7% по сравнению с маем 2008 года и составил 384 578 единиц, при этом продажи новых пассажирских автомобилей и легкого коммерческого транспорта в России снизились на 58% и составляют, по данным Комитета автопроизводителей АЕБ, 119 376 единиц. Таким образом, во время кризиса рынок Германии стал больше российского в три раза. В Германии на стимулирование спроса на автомобили уже было выделено 1,5 млрд евро (при объеме одной субсидии в 2500 евро), и государственные средства явно пошли на пользу рынку.

Остальные страны Европы тоже потихонечку выползают из кризиса. Во Франции в мае продажи выросли на 11,9% и составили 206 387 автомобилей (по данным Ассоциации французских автопроизводителей CCFA). Французским покупателям новых автомобилей дают два бонуса. Первый, в 1000 евро – за сдачу в счет нового автомобиля старой машины возрастом более десяти лет, и 700 евро дают каждому покупателю экологичной машины с выбросами CO2 менее 120 г/км. Меры, принятые британским правительством, увеличили продажи новых авто в мае на 35 000 по сравнению с апрелем этого года. Испанское правительство ввело субсидии покупателям новых авто взамен старых только в начале мая, и эти меры пока не оказали переломного влияния на спрос в стране. Продажи автомобилей в Испании падают тринадцатый месяц подряд. В Италии продажи в мае упали на 8,6% – до 188 670 единиц.


– по данным Комитета автопроизводителей АЕБ



На российском рынке май стал месяцем Chevrolet. Автомобилей под этой маркой было продано в этом месяце на четверть больше, чем Renault, и почти вполовину больше, чем у любой другой автомобильной марки из лидирующей группы. Но на фоне прошлогодних майских продаж Chevrolet потерял в этом году 52%. У других компаний показатели не лучше. Lada, которая традиционно возглавляет российский рынок, потеряла в мае 54% продаж относительно прошлого года. Хуже всего дела в мае обстояли у Volvo: относительно прошлого года продажи упали на 91% – до 237 машин в месяц. Это результат на уровне китайских компаний Great Wall, Chery и Lifan. Относительно прошлого года свои результаты в мае смогли улучшить только две марки: Hummer (+111%) и Citroen (+44%).

Понятно, что в условиях сегодняшней экономической ситуации в стране автокомпаниям бесполезно тягаться со своими же прошлогодними показателями. Гораздо важнее остановить падение продаж, происходящее из месяца в месяц, и показать результат хотя бы на уровне апреля 2009 года. Российский кризис все еще очень глубок, и майские продажи, которые традиционно знаменуют начало летнего повышенного спроса на автомобили, в этом году выглядят удручающе. Относительно апреля продажи в мае сократились еще на 12%. Запасы автомобилей сейчас распродаются с большими скидками, вновь начинают работать кредитные программы от автопроизводителей, которые гораздо выгоднее банковских, и прогресс продаж в мае удалось показать многим компаниям. Особо отличились китайская Geely, Lexus, Chrysler, Citroen и Mazda, показавшие в мае рост относительно апреля от 20% до 30%. Правда, для случая с Chrysler рост продаж с 20 автомобилей в апреле до 25 в мае не показателен. Среди лидеров самый значительный спад в мае продемонстрировал Ford (-34%), который остановил конвейер во Всеволожске, чтобы распродать складские запасы. Не заладились дела и у Land Rover, Infiniti и Cadillac. И даже относительно апреля продажи в мае провалила Volvo (-61%).

Продажи новых автомобилей премиум-марок в России за январь-май 2009 года


Заметно, что май заметно ударил по люксовому сегменту авторынка. Относительно прошлого года здесь произошли и существенные перестановки. Так, лидеры Volvo и Land Rover уступили свои позиции BMW и Audi, Infiniti обогнал Lexus, а Hummer существенно улучшил свои позиции, увеличив продажи вдвое. Продажи в люксовом сегменте все еще более стабильны, чем в целом по рынку. Общее падение за январь-май 2009 года в люксовом сегменте составляет 34% против 47% снижения всего автомобильного рынка России.

Динамика продаж автомобилей в России по маркам в мае 2009 года относительно апреля 2009 года


Кирилл Орлов