Autonews
Статьи

Рынок иномарок пошел ко дну

Меры, принятые российским правительством, не дают никаких результатов. Накануне кризиса Россия выбралась по продажам иномарок на уровень Германии, а сегодня объем продаж новых авто в России в три раза ниже...
Автосервисы
Autonews
Искать больше не нужно.
Гарантируем качество услуг.
Всегда рядом.
Выбрать сервис
Рынок иномарок пошел ко дну
Рынок иномарок пошел ко дну 
Меры, принятые российским правительством, не дают никаких результатов. Накануне кризиса Россия выбралась по продажам иномарок на уровень Германии, а в мае 2009 года объем продаж новых легковых автомобилей в Германии вырос на 39,7% по сравнению с маем 2008 года и составил 384 578 единиц, при этом продажи новых пассажирских автомобилей и легкого коммерческого транспорта в России снизились на 58% и составляют, по данным Комитета автопроизводителей АЕБ, 119 376 единиц. Таким образом, во время кризиса рынок Германии стал больше российского в три раза. В Германии на стимулирование спроса на автомобили уже было выделено 1,5 млрд евро (при объеме одной субсидии в 2500 евро), и государственные средства явно пошли на пользу рынку.

Остальные страны Европы тоже потихонечку выползают из кризиса. Во Франции в мае продажи выросли на 11,9% и составили 206 387 автомобилей (по данным Ассоциации французских автопроизводителей CCFA). Французским покупателям новых автомобилей дают два бонуса. Первый, в 1000 евро – за сдачу в счет нового автомобиля старой машины возрастом более десяти лет, и 700 евро дают каждому покупателю экологичной машины с выбросами CO2 менее 120 г/км. Меры, принятые британским правительством, увеличили продажи новых авто в мае на 35 000 по сравнению с апрелем этого года. Испанское правительство ввело субсидии покупателям новых авто взамен старых только в начале мая, и эти меры пока не оказали переломного влияния на спрос в стране. Продажи автомобилей в Испании падают тринадцатый месяц подряд. В Италии продажи в мае упали на 8,6% – до 188 670 единиц.


– по данным Комитета автопроизводителей АЕБ



На российском рынке май стал месяцем Chevrolet. Автомобилей под этой маркой было продано в этом месяце на четверть больше, чем Renault, и почти вполовину больше, чем у любой другой автомобильной марки из лидирующей группы. Но на фоне прошлогодних майских продаж Chevrolet потерял в этом году 52%. У других компаний показатели не лучше. Lada, которая традиционно возглавляет российский рынок, потеряла в мае 54% продаж относительно прошлого года. Хуже всего дела в мае обстояли у Volvo: относительно прошлого года продажи упали на 91% – до 237 машин в месяц. Это результат на уровне китайских компаний Great Wall, Chery и Lifan. Относительно прошлого года свои результаты в мае смогли улучшить только две марки: Hummer (+111%) и Citroen (+44%).

Понятно, что в условиях сегодняшней экономической ситуации в стране автокомпаниям бесполезно тягаться со своими же прошлогодними показателями. Гораздо важнее остановить падение продаж, происходящее из месяца в месяц, и показать результат хотя бы на уровне апреля 2009 года. Российский кризис все еще очень глубок, и майские продажи, которые традиционно знаменуют начало летнего повышенного спроса на автомобили, в этом году выглядят удручающе. Относительно апреля продажи в мае сократились еще на 12%. Запасы автомобилей сейчас распродаются с большими скидками, вновь начинают работать кредитные программы от автопроизводителей, которые гораздо выгоднее банковских, и прогресс продаж в мае удалось показать многим компаниям. Особо отличились китайская Geely, Lexus, Chrysler, Citroen и Mazda, показавшие в мае рост относительно апреля от 20% до 30%. Правда, для случая с Chrysler рост продаж с 20 автомобилей в апреле до 25 в мае не показателен. Среди лидеров самый значительный спад в мае продемонстрировал Ford (-34%), который остановил конвейер во Всеволожске, чтобы распродать складские запасы. Не заладились дела и у Land Rover, Infiniti и Cadillac. И даже относительно апреля продажи в мае провалила Volvo (-61%).

Продажи новых автомобилей премиум-марок в России за январь-май 2009 года


Заметно, что май заметно ударил по люксовому сегменту авторынка. Относительно прошлого года здесь произошли и существенные перестановки. Так, лидеры Volvo и Land Rover уступили свои позиции BMW и Audi, Infiniti обогнал Lexus, а Hummer существенно улучшил свои позиции, увеличив продажи вдвое. Продажи в люксовом сегменте все еще более стабильны, чем в целом по рынку. Общее падение за январь-май 2009 года в люксовом сегменте составляет 34% против 47% снижения всего автомобильного рынка России.

Динамика продаж автомобилей в России по маркам в мае 2009 года относительно апреля 2009 года


Кирилл Орлов