branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

“Формула-1” настроена против собственных фаворитов

С момента перехода “Формулы-1” с 10- на 8-цилиндровые моторы в технических требованиях к болидам еще не было столь радикальных перемен, как сейчас. В результате все смешалось в паддоках самых знаменитых гонок – “выстрелить” может любая команда...
Завтра в это же время фанаты автогонок уже будут знать одну из первых тайн нового сезона “Формулы-1” – кто поведет за собой пелетон во время воскресного Гран-при Австралии. А еще через сутки с небольшим будет известно и имя первого победителя этого года, определится предварительная расстановка сил, станет хотя бы приблизительно ясен ресурс новых болидов... Итак, в наступающие выходные самый большой в мире бродячий цирк начнет свое представление длиной в семь с лишним месяцев, а мы попробуем вкратце обрисовать, какие самые интересные нововведения ждут нас в этом сезоне.

С момента перехода “Формулы-1” с 10- на 8-цилиндровые моторы (а это случилось в 2006 году) в технических требованиях к болидам еще не было столь радикальных перемен, как сейчас. В результате дебютировавшие зимой и в начале весны новые автомобили приобрели крайне необычный облик, напоминающий о конце 70-х – начале 80-х годов.

Список нововведений коснулся практически всех систем автомобиля. Прежде всего, кардинально изменились требования к аэродинамическим элементам: переднее антикрыло стало на треть шире и получило управляемую пилотом секцию; заднее антикрыло подняли на 15 см, запретили использовать дополнительные боковые “крылышки”. Все эти меры призваны снизить влияние аэродинамики на поведение машины и упростить конструкцию болида.

Первым шагом к снижению энергоемкости “Формулы-1” стало внедрение системы рекуперации тормозной энергии KERS. Она успешно применяется в ряде “гражданских” гибридных моделей, но на формульных болидах ее работа пока остается нестабильной, несмотря на месяцы испытаний. Отказы KERS могут стать одной из вероятных причин эффектных сходов, аварий и возгораний в этом году, отмечают эксперты. Не забудем также и о возвращении бесканавочных шин-сликов, обеспечивающих лучшее сцепление с трассой и частично компенсирующих уменьшение аэродинамической “парусности” машины.

Однако даже самые совершенные болиды – еще не все, что необходимо для победы. С точки зрения “живой силы” новый сезон в “Формуле-1” после лихорадочных кадровых перестановок прошлых лет выглядит бастионом стабильности: один уход на пенсию Дэвида Култхарда скомпенсирован одним появлением новичка Себастьяна Буэми (20-летний швейцарец выступал в азиатской и европейской сериях GP2) и одним переходом Себастьяна Феттеля из Toro Rosso в Red Bull.

А вот на командном фронте мы наблюдаем стремительный восход сверхновой звезды Brawn GP, в которую превратился аутсайдер Honda Racing под умелым руководством нового владельца Росса Брауна и исполнительного директора Ника Фрая. Невероятная скорость и стабильность BGP 001 на мартовских тестах заставила некоторых обозревателей предположить, что вся шумиха вокруг продажи и потенциального банкротства заводской команды Honda была “липой”, направленной на то, чтобы отвлечь внимание от бешеного темпа работ над новым болидом. Разумеется, конкуренты обязательно мобилизуют усилия по ходу сезона, но пока Brawn GP выглядит настолько сильно, что может уверенно рассчитывать на подиумы и даже победы.

Родившаяся как европейский чемпионат, в последние годы “Формула-1” все смелее берет курс на Азию, следуя за тенденциями мировой экономики и растущей армией болельщиков автоспорта в развивающихся странах. Вслед за Малайзией, Китаем, Бахрейном и Сингапуром в этом году гонку примут и Объединенные Арабские Эмираты. Гран-при Абу-Даби, закрывающий сезон, пройдет на острове Яс, где завершается строительство трассы по проекту Германа Тильке. Как и любой ближневосточный проект, автодром “Яс Марина” вместимостью 50 000 зрителей отличается крайней помпезностью и роскошью. Впрочем, под стать трассе будет и цена билетов – от 350 долларов за гоночный уик-энд.

В то же время старушка Европа продолжает сдавать позиции: чтобы освободить в календаре место для Гран-при ОАЭ, из него исчезла Франция. Старый и неудобно расположенный автодром в Маньи-Куре давно вызывал нарекания Берни Экклстоуна, и летом 2008 года его судьба была решена окончательно. Теперь, если Франция пожелает вновь принять “Формулу-1” у себя, ей потребуется построить новый современный гоночный комплекс. По предварительной информации, в конкурсе победил проект автодрома в 40 километрах к северо-западу от Парижа на берегу Сены, но когда он будет построен (особенно с учетом кризиса), не знает даже правительство страны.

Впрочем, и европейским, и азиатским болельщикам будет что посмотреть в новом сезоне и по телевизору. Изменения в регламенте подразумевают гораздо большую открытость и информативность “Формулы-1”. Так, к телеметрии добавятся результаты взвешивания болидов, данные об объеме залитого топлива; увеличится количество обязательных интервью пилотов и других сотрудников команд. А для фанатов, предпочитающих поездки на гонки, перед каждым этапом в обязательном порядке будут устраиваться автограф-сессии гонщиков.

А вот самая, пожалуй, горячая интрига, касающаяся регламента “Формулы-1”, завершилась на этой неделе разочаровывающим пшиком. Напомним, что все межсезонье велись ожесточенные дискуссии относительно новых систем начисления очков и определения чемпиона мира: предлагались даже такие экзотические варианты, как награждение первой тройки медалями. Однако на голосование Всемирного совета по автоспорту было вынесено два предложения – увеличить число очков за первые места с нынешних 10-8-6 до 12-9-7 (так предложила ассоциация команд FOTA) и определять чемпиона по числу побед, а не очков (совместная инициатива FIA и FOM). Совет проголосовал за второе предложение, но это вызвало такую бурю протеста среди команд, что Мосли и Экклстоуну пришлось оперативно “сдать назад”. В результате в этом году все останется по-старому, а обсуждение возможных перемен перенесли на осень.

Итак, сезон “Формулы-1” 2009 года начался, и все говорит о том, что он будет одним из самых непредсказуемых, захватывающих и напряженных за последние десять лет. Остается лишь напутствовать всех претендентов на победу (а хотя бы об одной победе в сезоне мечтает любой гонщик) анахроничной, но полной спортивной романтики фразой гоночных судей начала двадцатого века: “Джентльмены, заводите моторы!”

Вера Данилина