В США объем продаж легковых автомобилей на душу населения уже достиг самой низкой отметки за последние 50 лет. В Европе, где все последнее время все внимание в отрасли было приковано исключительно к вопросам сокращения выбросов углекислого газа, дела идут чуть лучше. Аналитики PricewaterhouseCoopers констатируют: после удручающего развития событий в конце 2008 года ожидается, что для многих автопроизводителей на различных рынках следующий, 2009 год станет столь же непростым. На этом фоне особенно примечательна ситуация на автомобильных рынках развивающихся стран.
Рынки развивающихся стран росли несколько последних лет высокими темпами, не хуже российского. Также за последнее время там появилось много новых заводов именитых автомобильных брендов. Все рынки столкнулись с проблемами кризисного периода и ищут свои пути выхода из сложной ситуации.
Южная Америка: Бразилия
Бразилия, на долю которой в 2008 году приходилось свыше 75% объемов производства легковых автомобилей в Южной Америке, опубликовала весьма благоприятные данные о росте продаж за первые девять месяцев 2008 года. Согласно этим данным, объем продаж легковых автомобилей превысил аналогичный показатель 2007 года на 22,4%. Однако в октябре и ноябре 2008 года, когда последствия мирового финансового кризиса затронули и Бразилию, продажи снизились на 13,2% и 25,7% соответственно по сравнению с теми же периодами 2007 года.
В результате решения правительства предоставить банкам 3,6 млрд долл. США на выдачу автокредитов и снизить налоги по потребительским кредитам в декабре объем продаж резко увеличился по сравнению с ноябрем 2008 года, но оказался на 20% ниже аналогичного показателя 2007 года. Меры по налоговому стимулированию будут действовать до конца марта 2009 года, поэтому показатели объемов продаж за первый квартал могут оказаться исключением из правила на фоне общей тенденции и продемонстрировать самый высокий результат по сравнению с оставшимся периодом текущего года.
Прогнозировать развитие рынка здесь в краткосрочной перспективе все еще сложно, говорят эксперты PwC, из-за высокого уровня показателей по продажам за последние несколько лет и существующих опасений относительно того, что такие объемы продаж могли быть вызваны более благоприятными условиями кредитования. Эти опасения позволяют сделать вывод, что ситуация на бразильском рынке может измениться: объемы производства легковых автомобилей могут упасть до уровня 2,5 млн единиц, что сведет на нет рост, наблюдавшийся за последние два года.
Азиатско-Тихоокеанский регион: Япония и Южная Корея
Японские производители снижают объемы производства и сокращают число временных работников. Корпорация Toyota объявила о приостановлении производства на всех заводах в Японии на 11 дней в феврале и марте 2009 года. На внутреннем рынке Южной Кореи наблюдается реализация того же сценария: снижение внутреннего спроса вкупе с падением объемов экспортируемой продукции. Корпорация Hyundai строит предприятия по сборке автомобилей в Индии.
Азиатско-Тихоокеанский регион: Китай, Индия и страны АСЕАН
В Китае рост объемов продаж всего внутреннего рынка в 2008 году замедлился и составил 10% (для сравнения – в 2007 году аналогичный показатель равнялся 23%). В ноябре минувшего года впервые за последние семь лет было зафиксировано уменьшение общего объема экспорта – ключевого показателя для экономики Китая.
Индийский рынок в основном страдает от недостатка финансирования автомобильной промышленности. Почти 75% покупок автомобилей осуществлялись в кредит, и недостаток финансовых средств стал основным фактором, негативно повлиявшим на объемы продаж. Объемы продаж пассажирских автомобилей в ноябре 2008 года сократились на 27% по сравнению с 2007 годом, а продажи легкового коммерческого транспорта снизились на 33%.
Аналитики вынуждены констатировать, что сегодня мировым автопроизводителям не остается ничего другого, как приспосабливаться к изменившимся условиям и принимать стратегию агрессивной реструктуризации.
“Выиграют в этой борьбе те, кому удастся правильным образом отреагировать на кризис, контролируя денежные средства и устраняя ненужные расходы, чтобы выстоять в текущей сложной экономической ситуации, – подводит итог аналитик PricewaterhouseCoopers по вопросам мирового автомобильного рынка Майкл Маккензи. – Вместе с тем автомобильные компании будут активно готовиться к росту в данном секторе, который ожидается в 2010 г. Они будут и дальше инвестировать в разработку новых видов продукции, а в некоторых случаях – и новых производственных мощностей”.
Елена Костякова
Рынки развивающихся стран росли несколько последних лет высокими темпами, не хуже российского. Также за последнее время там появилось много новых заводов именитых автомобильных брендов. Все рынки столкнулись с проблемами кризисного периода и ищут свои пути выхода из сложной ситуации.
Южная Америка: Бразилия
Бразилия, на долю которой в 2008 году приходилось свыше 75% объемов производства легковых автомобилей в Южной Америке, опубликовала весьма благоприятные данные о росте продаж за первые девять месяцев 2008 года. Согласно этим данным, объем продаж легковых автомобилей превысил аналогичный показатель 2007 года на 22,4%. Однако в октябре и ноябре 2008 года, когда последствия мирового финансового кризиса затронули и Бразилию, продажи снизились на 13,2% и 25,7% соответственно по сравнению с теми же периодами 2007 года.
В результате решения правительства предоставить банкам 3,6 млрд долл. США на выдачу автокредитов и снизить налоги по потребительским кредитам в декабре объем продаж резко увеличился по сравнению с ноябрем 2008 года, но оказался на 20% ниже аналогичного показателя 2007 года. Меры по налоговому стимулированию будут действовать до конца марта 2009 года, поэтому показатели объемов продаж за первый квартал могут оказаться исключением из правила на фоне общей тенденции и продемонстрировать самый высокий результат по сравнению с оставшимся периодом текущего года.
Прогнозировать развитие рынка здесь в краткосрочной перспективе все еще сложно, говорят эксперты PwC, из-за высокого уровня показателей по продажам за последние несколько лет и существующих опасений относительно того, что такие объемы продаж могли быть вызваны более благоприятными условиями кредитования. Эти опасения позволяют сделать вывод, что ситуация на бразильском рынке может измениться: объемы производства легковых автомобилей могут упасть до уровня 2,5 млн единиц, что сведет на нет рост, наблюдавшийся за последние два года.
Азиатско-Тихоокеанский регион: Япония и Южная Корея
Японские производители снижают объемы производства и сокращают число временных работников. Корпорация Toyota объявила о приостановлении производства на всех заводах в Японии на 11 дней в феврале и марте 2009 года. На внутреннем рынке Южной Кореи наблюдается реализация того же сценария: снижение внутреннего спроса вкупе с падением объемов экспортируемой продукции. Корпорация Hyundai строит предприятия по сборке автомобилей в Индии.
Азиатско-Тихоокеанский регион: Китай, Индия и страны АСЕАН
В Китае рост объемов продаж всего внутреннего рынка в 2008 году замедлился и составил 10% (для сравнения – в 2007 году аналогичный показатель равнялся 23%). В ноябре минувшего года впервые за последние семь лет было зафиксировано уменьшение общего объема экспорта – ключевого показателя для экономики Китая.
Индийский рынок в основном страдает от недостатка финансирования автомобильной промышленности. Почти 75% покупок автомобилей осуществлялись в кредит, и недостаток финансовых средств стал основным фактором, негативно повлиявшим на объемы продаж. Объемы продаж пассажирских автомобилей в ноябре 2008 года сократились на 27% по сравнению с 2007 годом, а продажи легкового коммерческого транспорта снизились на 33%.
Аналитики вынуждены констатировать, что сегодня мировым автопроизводителям не остается ничего другого, как приспосабливаться к изменившимся условиям и принимать стратегию агрессивной реструктуризации.
“Выиграют в этой борьбе те, кому удастся правильным образом отреагировать на кризис, контролируя денежные средства и устраняя ненужные расходы, чтобы выстоять в текущей сложной экономической ситуации, – подводит итог аналитик PricewaterhouseCoopers по вопросам мирового автомобильного рынка Майкл Маккензи. – Вместе с тем автомобильные компании будут активно готовиться к росту в данном секторе, который ожидается в 2010 г. Они будут и дальше инвестировать в разработку новых видов продукции, а в некоторых случаях – и новых производственных мощностей”.
Елена Костякова