branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Царь спасет автокомпании от разорения

Автокомпании просят господдержки, а получают специального надсмотрщика – автомобильного царя, “государева человека”, от действий которого будет зависеть будущее американского автопрома...
Автомобильная промышленность находится в самом глубоком кризисе со времен Второй мировой войны. Хуже всего дела обстоят на крупнейшем авторынке мира – в США. Местные автопроизводители – крупнейшие мировые концерны – находятся при смерти. Они просят господдержки, а получают лишь малую часть того, что просили, и специального надсмотрщика – автомобильного царя, “государева человека”, от действий которого будет зависеть будущее американского автопрома. Ему предстоит определить, куда направить государственные деньги, какие проблемы стоит решить в первую очередь. Американские аналитики определили несколько проблем, которые требуют немедленного “царева вмешательства”.


Сколько человек оставить на работе в автопроме?

В автомобильной промышленности США занято 704 тысячи человек. За прошлый год было сокращено 116,5 тысяч рабочих мест. В автодилерских сетях работают еще 1,1 млн человек. Особенно сильно кризис заметен в Детройте. “Большая тройка” дает работу 200 000 рабочих, еще 113 000 – на американских заводах иностранных компаний. По оценкам статистиков, от местного автопрома в США зависят около 2,5-3 млн человек, что составляет около 13% рынка рабочих вакансий. Пока шли дебаты о необходимости госпомощи автопрому, многие противники этого законопроекта говорили об избыточном количестве рабочих в автоиндустрии. Так, бывший министр труда Роберт Рейх считает, что целью реформ должно стать сохранение в американском автопроме высокоплачиваемых наукоемких вакансий, а все дешевые работы должны быть выведены на заводы в других странах. Тем не менее даже противники признают, что резкое сокращение рабочих мест станет катастрофой для страны, особенно для штатов “ржавого пояса” (северо-восток США).


Надо ли банкротить “большую тройку”?

Банкротство может иметь благоприятные последствия. Оно освободит автокомпании от неподъемного груза существующих трудовых договоров и пенсионных обязательств. В конце концов, авиационная и сталелитейная отрасли прошли через серию банкротств, которые в конечном итоге позволили компаниям порезать косты и развиваться по более прибыльным бизнес-моделям.

Адвокаты считают, что банкротство – это единственный выход для GM и Chrysler, которые испытывают наибольшие проблемы с деньгами, договориться с профсоюзами. Это также заставит кредиторов по облигационным займам сесть за стол переговоров для того, чтобы реструктурировать миллиардные долги.

Руководство же компаний сильно возражает против этой процедуры. Так, глава GM Рик Вагонер считает, что начало процедур по банкротству приведет к ликвидации фирмы. По его мнению, люди просто перестанут покупать автомобили GM и у компании не будет шансов изменить ситуацию в свою пользу. Вслед за этим “волна разорений прокатится по стране как цунами, подобного которому раньше никто не видел”.


Сколько автомобилей надо продавать, чтобы восстановить автопром?

И даже более важный вопрос: каким должен быть объем продаж, чтобы автокомпании вышли на безубыточный уровень? Кроме того, надо найти разумный баланс между производством легковыx авто и больших внедорожников. “Большая тройка” основные прибыли извлекала как раз из продаж внедорожников и пикапов, и именно поэтому они оказались в большом минусе, когда расходы на прожорливые траки сильно выросли из-за сумасшедшего роста цен на бензин. Теперь американцам надо научиться делать деньги на компактных легковых автомобилях. Тогда и падение продаж не будет сильно угрожать компаниям. Большинство аналитиков говорит, что 12,5 млн проданных автомобилей в год будет вполне достаточно для поддержания безубыточного производства.


Сколько надо платить рабочим?

Сейчас средняя зарплата рабочего на заводах “большой тройки” существенно выше, чем те деньги, которые получают работники на автозаводах иностранных компаний. Еще одним существенным источником расходов являются выплаты в пенсионные фонды и по медстраховкам. Так, в 2008 году только GM выплатил по страховкам $4,8 млрд, что увеличило стоимость производства его автомобилей в среднем на $1500. Неудивительно, ведь концерн несет ответственность за 96 000 работающих на него человек и за почти полмиллиона пенсионеров.


Иностранные авто лучше американских?

Несколько лет назад ответ был однозначный – да. Но последние исследования показали, что GM и Ford значительно сократили разрыв, используя опыт и технологии своих зарубежных дочек. В последних исследованиях J.D. Power & Associates по новым машинам автомобили марок Buick, Cadillac, Chevrolet, Pontiac, Ford, Mercury и Lincoln набрали больше баллов, чем Acura, Audi, BMW, Honda, Nissan и Volkswagen.

Теперь главное для американских компаний – утвердить мысль о прекрасном качестве собственных машин в массовом сознании. В этом видится шанс на выживание для как минимум двух из трех компаний.


Что делать с внедорожниками?

Ну, может быть, пикапы и внедорожники не обречены, но в очень плохом состоянии. В прошлом году их продажи в США упали почти вдвое. Американцы – о чудо высоких цен на бензин! – переходят на экономичные модели. Сейчас, правда, бензин сильно подешевел, но эпоха популярности внедрожников, похоже, прошла безвозвратно. Конечно, есть еще автомобилисты, не представляющих жизни без автомобиля, в котором разместятся многочисленные дети и к которому можно прицепить яхту. Однако таких становится все меньше. “Большой тройке” надо учиться работать с легковыми автомобилями.


Стоит ли связываться с электромобилями?

Особые надежды возлагаются на электромобили и гибриды. Уже сейчас можно купить комфортный двухместный электромобиль от Tesla Motors за $109 000. Однако чтобы получить доступный электрокар, нам требуется подождать еще несколько лет. Похоже, одним из первых массовых американских гибридов станет Chevrolet Volt, который обещают запустить к концу 2010 года. Правда, и он, и его возможные конкуренты, которые Daimler и Chrysler обещают выпустить в те же сроки, будут еще дороговаты (около $40 000), однако тенденция налицо. Выиграет та компания, которая первой предложит свой электрический вариант Tin Lizzy – знаменитого Ford T.

Сергей Самсонов