branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Автодилеры составили прогноз на будущее

Автодилеры не готовы мириться с падением продаж и настроены агрессивно. Руководители ведущих российских автокомпаний рассказали об итогах работы этого года и планах на 2009 год...
Прогнозы на будущий год ведущих компаний авторынка
Прогнозы на будущий год ведущих компаний авторынка
Финансовый кризис обрушился на автодилеров в конце уходящего года. Но, несмотря на то, что многие инвестиционные проекты сейчас замораживаются, а некоторые крупные участники рынка испытывают серьезные сложности и близки к банкротству , в целом год окончился для автопродавцов удачно. Рост рынка составил 30%, весь год продажи шли относительно стабильно. Руководители крупных автокомпаний уверяют, что продолжат инвестировать в автобизнес даже при прогнозируемом в следующем году падении рынка до 30-50%. Ведь рано или поздно кризис кончится – на плаву останутся те, кто успел укрепить свои позиции, в том числе за счет обанкротившихся коллег.

Автомобильный рынок не успел испытать последствия финансового кризиса в полной мере. До конца года продолжали открываться новые дилерские центры. Особенно активными стали те, кто успел заручиться поддержкой иностранных партнеров – автодилеров, которые обладают свободными средствами, опытом и большим желанием инвестировать деньги в перспективные рынки, не имея таковых в старой Европе. В частности, наиболее активными в течение года показали себя компании “Независимость” и Musa Motors, сотрудничающие с одним из крупнейших британских автодилеров, компанией Inchcape.

Среди успешно реализованных проектов “Независимости” в Москве: новый автосалон “Независимость Land Rover” на 2-й улице Машиностроения, д. 27, дилерский центр “Автокрафт” по продажам марки BMW, дилерский центр Peugeot в Химках, автосалон по продаже марок Volvo и Mazda на Ярославском шоссе, д. 27, – здесь же появился новый цех кузовного ремонта Mazda. Компания “Ауди Центр Москва”, входящая в ГК “Независимость”, начала строительство нового собственного центра по продажам и обслуживанию автомобилей Audi на Бережковской набережной.

Musa Motors в прошедшем году значительно усилила свою бизнес-активность, подтверждает генеральный директор ГК Musa Motors Олег Пименов. В 2008 году были открыты два полноценных дилерских центра на Горьковском шоссе – Land Rover Musa Motors и BMW “БорисХоф”. Расширилась география направления по продаже автомобилей с пробегом: начал функционировать новый центр продаж трейд-ин на улице Обручева. В связи с ростом реализуемых эксклюзивных автомобилей Rolls-Royce был открыт новый технический центр по их обслуживанию. Всего по итогам 2008 года ГК Musa Motors реализовала около 17 000 автомобилей. Общий прирост по отношению к 2007 году составил более 30%.

Следующий год должен стать для компании не менее насыщенным. В 2008 году Musa начала строительство крупного дилерского автомобильного центра на МКАД, в котором будут расположены шоу-румы, сервисные центры и магазины запчастей Jaguar, Land Rover, BMW, MINI и отдельно стоящее здание под автомобили с пробегом. В планах компании завершить строительство в IV квартале 2009 года. На Калужском шоссе началось строительство масштабного кузовного цеха на 100 постов, который планируется сдать в эксплуатацию в декабре 2009 года. Там же будет расположен логистический центр для нужд всех марок ГК Musa Motors – это даст возможность вынести за пределы Москвы хранение и предпродажную подготовку автомобилей. Активно продолжается проектирование и согласование документации по проекту “Musa Motors Сити” на Магистральной улице.

“Прошедший год для нас стал одним из самых важных, – комментирует О. Пименов. – В 2008 году Musa Motors вошла в состав крупнейшего мирового автомобильного дилера, компании Inchcape. Это слияние позволяет нам с уверенностью вступить в непростой 2009 год”.

Другие крупные участники рынка, хотя и вынуждены свернуть некоторые свои проекты, настроены не менее агрессивно. Например, группа компаний “АвтоСпецЦентр” намерена в 2009 году активно развивать продажу автомобилей с пробегом. Для этого группа планирует открыть специальную площадку в Химках, рассчитанную на 600 автомобилей. “Несмотря на достаточно сложное полугодие для рынка в целом, мы заканчиваем год с перевыполнением плана, с хорошим заделом финансовой устойчивости на 2009 год и оптимизмом, – комментирует финансовый директор ГК “АвтоСпецЦентр” Олег Мосеев. – В начале августа при первых симптомах ухудшения экономической ситуации ГК “АвтоСпецЦентр” остановила все проекты регионального развития. Сегодня это видится очень большой удачей”. Предварительный оборот компании составит по итогам года 840 млн долл.

По словам О. Мосеева, здесь рассматривают и возможность роста сети за счет поглощений дилеров, не сумевших пережить кризис.

Аналогичных настроений придерживаются и в другой крупной компании, “Фаворит Моторс”. “Самое важное, что удалось реализовать в этом году, так это попросить подвинуться с рынка тех, кто нам мешал, – “шутит” президент автомобильного холдинга “Фаворит Моторс” Владимир Попов. – И, естественно, заработать денег для акционеров. Надеемся в следующем году неплохо заработать на кризисе, что, собственно, уже проделывали в 1998 году. Похоже, пришло наше время”.

По словам В. Попова, сегодня его компания близка к тому, чтобы достичь поставленной два года назад цели по структуре доходов своего бизнеса, где на долю технического обслуживания приходится не менее 75% маржинальных доходов. В плане расчета долговой нагрузки “Фаворит Моторс” всегда придерживалась очень консервативных взглядов. “Подобная позиция несколько сдерживала развитие, но великолепно вписалась в кризисные условия, – констатирует он. – На сегодняшний день показатель “собственный капитал к заемному” у нас, возможно, лучший на рынке. Мы досрочно погасили кредит в 250 000 000 рублей, взятый в МКБ под 11% годовых. Сейчас подыскиваем грамотного консультанта по размещению временно свободных средств. Ждем падения цены на имущество обанкротившихся дилеров, поэтому деньги пока держим в мультивалютных депозитах Сбербанка”.

Сохраненные в свое время средства “Фаворит Моторс” собирается приумножить благодаря агрессивному “анктикризисному” развитию. Основными проектами 2009 года для “Фаворит Моторс & Yoshida Групп” станут: запуск в марте новых дилерских центров Peugeot и SEAT на 2-3 км МКАД, дальнейшее развитие автомобильного аукциона Yoshida, развитие IT-продуктов компании “Кристал Бизнес Технолоджи” по представлению рынку хостингового решения для автобизнеса, а также новый проект под названием “Академия автомобильных технологий”. В 2009 году в компании планируют продать не меньше 22 000 автомобилей.

Заметим, что объем продаж для крупного мультибрендового автодилера в 2008 году составлял около 1500 автомобилей ежемесячно, то есть около 18 000 автомобилей в год. Несмотря на амбициозные планы, вряд ли автодилеры смогут в следующем году добиться объемов больше, чем в году уходящем. Участники рынка вообще очень осторожно подходят к прогнозированию по развитию в 2009 году – прогнозы у всех получаются разными.

В группе “Рольф”, например, отказались строить прогноз на ближайшее время: основные итоги здесь будут подводить в начале следующего года. По мнению О. Мосеева, падение рынка в зависимости от сегмента составит от 35% (для автомобилей премиум-класса) до 50% (для массовых марок). Аналогичного мнения придерживаются и в отделе развития компании Major Auto. По мнению В. Попова, ситуацию можно будет считать относительно стабильной – с ростом рынка порядка 3%. Что касается прогноза по послепродажному обслуживанию, то в данном направлении снижение ожидается на 15-20%. Так или иначе, эксперты едины во мнении, что в массовом сегменте произойдет перераспределение сил в сторону укрепления марок, производимых на территории России.

“Если рассматривать рынок новых и подержанных автомобилей иностранного производства, то у нас есть два сценария развития рынка, – излагает свою точку зрения О. Пименов. – По обоим, к сожалению, роста не предполагается. Если по первому сценарию будет нулевой рост или небольшое, до 10%, снижение, то по второму рынок может сократиться до 40%. Все будет зависеть от множества факторов, к которым относятся и цены на нефть, и действия банков по кредитованию, и действия производителей, и развитие экономики, конечно. Мы, как дилер, готовы к любому сценарию и будем работать над повышением качества обслуживания клиентов и повышением эффективности предприятий, входящих в Musa Motors. В любом случае, все кризисы когда-то заканчиваются и перспективы российского автомобильного рынка несомненны”.

Елена Костякова