branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Российские автомобили будут собирать китайцы

Перегонщики подержанных автомобилей пытаются заставить правительство РФ отменить заградительные пошлины на иномарки. Митинги во Владивостоке, Калининграде и даже Москве становятся действительно взрывоопасными. Чиновники, судя по всему, сворачивать с выбранного курса не намерены...
Россия снова сотрясается от акций протеста против повышения таможенных пошлин на ввоз подержанных иномарок. В минувшие выходные крупные акции протеста прошли в городах-миллионниках: Владивостоке, Новосибирске, Калининграде, Санкт-Петербурге и Москве. Митингующие требуют от правительства отмены постановления о введении новых таможенных пошлин на ввоз подержанных автомобилей. Если постановление не будет аннулировано в течение недели, активисты обещают устроить массовые акции по всей стране.

Сразу несколько непопулярных мер ополчили на правительство население самых автомобильных городов страны – Владивостока и Калининграда. Напомним, на днях были пересмотрены ставки ввозных таможенных пошлин в отношении транспортных средств иностранного производства, срок эксплуатации которых превышает пять лет: пошлины были увеличены с 25 до 30%. Абсолютный размер ставки в зависимости от объема двигателя составил: на легковые автомобили – от 2,5 до 5,7 евро за 1 куб. см, на грузовые автомобили – от 2 до 4,4 евро за 1 куб. см, на автобусы – 3 евро за 1 куб. см. Ранее эти ставки действовали на автомобили с возрастным порогом до семи лет.

В то же время вступило в силу постановление правительства РФ, согласно которому на девять месяцев ставка ввозной таможенной пошлины на кузова для легковых автомобилей и прочих моторных транспортных средств утверждена в размере 15% от таможенной стоимости (но не менее 5 тыс. евро за одну штуку). Данное постановление призвано ударить, во-первых, по крупноузловой сборке, а также по бизнесу Калининградской области и Дальневосточного региона, через которые иномарки зачастую ввозятся в Россию по частям и уже здесь собираются в “конструкторы”.

Всероссийская акция протеста проходила 22 ноября, однако, по словам организаторов – Общества защиты автомобилистов Приморья, акция осталась практически незамеченной. А между тем опасаться есть чего. Если раньше подобные митинги считались достаточно безобидными и предшествовали подписанию вышеупомянутых постановлений, то сегодня, когда импортному “секонд-хэнду”, по сути, объявлена война, эти акции становятся действительно социально опасными.

Как в Калининграде, так и во Владивостоке до 90% населения занято в автомобильном бизнесе. Например, во Владивостоке на каждую тысячу жителей приходится по 566 автомобилей, при том что общая численность населения города составляет 581 тыс. человек. Это означает, что фактически весь город ежедневно переобувается в импортные “колеса”. Если на долю японских марок здесь приходится 87% парка, то на долю всего остального мирового автопрома (отличного от японского и российского) – меньше 3%!

Еще до того, как постановление об изменении таможенных пошлин было подписано премьером В. Путиным, тысячи людей остались без работы. Автомобили возить становится невыгодно. Мелкий и средний бизнес Приморья обречен на вымирание. По предварительным оценкам, всего на Дальнем Востоке и в Сибири без работы останутся около 400 тысяч сотрудников и примерно 40 тысяч фирм, торгующих подержанными иностранными машинами, что грозит социальным взрывом.

Власти Владивостока это прекрасно понимают, однако, пытаясь успокоить население, не могут предложить ничего лучше, кроме как гарантировать всем новые рабочие места. Мэр г. Владивостока Игорь Пушкарев уже дал понять общественности, что сколько бы митингов ни проводили, все будет так, как решат “наверху”. Само по себе введение заградительных пошлин – явление вполне оправданное, сказал владивостокский мэр. Существует ведь опыт ряда стран, например Китая, где запретительные пошлины (до 200%) на ввоз иномарок привели к созданию собственной конкурентоспособной автомобильной промышленности. С другой стороны, обладание пусть подержанным, но качественным и относительно недорогим автомобилем японского производства стало для приморцев жизненной необходимостью в непростой экономической ситуации. На данный момент мэр изо всех сил призывает своих соплеменников вести себя цивилизованно.

Тем не менее правительство вряд ли отменит принятое решение, слишком долго и упорно оно лоббировалось заинтересованными промышленными группами. Прямого запрета на “праворульки”, конечно, не будет, их будут душить другими способами, которые уже на подходе. Сам президент РФ Дмитрий Медведев дал команду подготовить ряд антикризисных мер для поддержки отечественного автопрома и его дальнейшего развития.

В качестве одного из вариантов уже появилась шальная идея вообще запретить импорт некоторых моделей иномарок, в частности собираемых на территории России. Обсуждается законопроект о внесении изменений в федеральный закон “О безопасности дорожного движения”. Законопроект предусматривает внесение изменений в техрегламент импортируемых автомобилей на законодательном уровне. Минфин РФ также сообщил, что собирается дифференцировать ставку транспортного налога в зависимости от возраста автомобиля. Правда, пока речь идет только о коммерческом транспорте – грузовых автомобилях и автобусах. В отношении легкового транспорта такая возможность пока не обсуждается. (В настоящее время ставка транспортного налога дифференцируется в зависимости от мощности двигателя.)

От автомобильного бизнеса в отдельных регионах зависит слишком много граждан. Понятно, что в ближайшие годы правительство должно быть готово принять их сопротивление. Нельзя сомневаться в том, что Владивосток активно поддержит и “большая сибирская тройка”: Красноярск, Сургут и Тюмень, которые также живут за счет импорта подержанных машин и являются крупнейшими российскими автомобильными центрами.

В это время Приморский регион активно осваивают китайцы, которые стремятся развивать здесь свой бизнес. Учитывая, что правительство приберегает регион для отечественной автоиндустрии, работать на наших заводах будут китайские бизнесмены и рабочие...

Елена Костякова