branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Последняя автомобильная марка для России

Автопроизводители, последними вышедшие на российский рынок, меньше всего пострадали от кризиса и смогли удержать свои мизерные доли продаж. В компании SEAT уже готов план по дальнейшему захвату рынка. Пункт первый: повысить цены сразу же после праздников...
Компания SEAT стала последним крупным европейским игроком, вышедшим на российский рынок. Испанская марка SEAT уже была знакома россиянам – с 2003 по 2005 год эти автомобили продавались через дилеров концерна Volkswagen. Однако тогда автопроизводитель не смог договориться с VW Group Rus о поддержке на российском рынке, да и ценовая политика “испанцев” была не совсем адекватной рынку. В 2007 году марку SEAT в Россию вернула компания “Иберия Мотор Рус”, входящая в состав польского автохолдинга Iberia Motor Capital Group, который является эксклюзивным дистрибьютором SEAT в Восточной Европе. Несмотря на неплохую динамику, пока доля испанских автомобилей на российском авторынке остается мизерной: всего 0,1%. Грядущее повышение цен может окончательно “добить” едва начавших развиваться “испанцев”.

Вторичному выводу марки SEAT в Россию предшествовал долгий анализ рынка и разбор ошибок. Сразу же был сделан упор на развитие дилерской сети (за полтора года появилось 22 дилера). Еще одним преимуществом SEAT является богатый модельный ряд из девяти моделей. С обслуживанием проблем фактически нет – ремонт сделают на любой станции Volkswagen. В итоге, несмотря на скептические настроения участников рынка, “испанцы” сумели показать неплохие результаты. Так, за 11 месяцев 2008 года “Иберия Мотор Рус” продала здесь 2053 автомобиля, тогда как в прошлом году – всего 162 (на тот момент компания работала всего полгода), что составило рост в 1167%. Самыми успешными моделями стали SEAT Leon, SEAT Toledo и SEAT Cordoba. Таким образом, можно считать, что финансовый кризис на работе “новичков” фактически не сказался, хотя изначально до конца года планировалось продать 2500 автомобилей.

Тем не менее, несмотря на все успехи, пока доля SEAT на рынке в целом чрезвычайно мала – всего 0,1%. И вряд ли она скоро существенно изменится – суперактивных планов по продвижению марки в России у польского дистрибьютора на данный момент нет. В условиях кризиса он выбрал для себя стратегию постепенности и осторожности. Так, в 2009 году планируется увеличить долю на российском рынке до 0,2% (5 тысяч автомобилей), в 2010 году – до 0,3% (7800 шт.), в 2011 году – до 0,5% (12 000 шт.). Вместе с тем здесь собираются дальше заниматься увеличением дилерской сети: с 22 дилеров в 2008 году до 35 в 2009 году, 40 дилеров – в 2010 году, 45 – в 2011 году и 55 дилеров в 2012 году.

Имиджевая составляющая у компании, с ее автомобильной историей и яркой спортивной карьерой, в России практически неизвестна. Но экономность – и в некотором роде неуверенность – стали козырной картой для “испанцев” в условиях кризиса. “Мы понимаем, что в сегодняшних условиях мы не можем со стопроцентной уверенностью утверждать, что все так и будет, – прокомментировал планы SEAT относительно России генеральный директор “Иберия Мотор Рус” Томас Доренвендт. – Это самый оптимистичный прогноз. Но мы хотя бы уверены, что следующий год для нас не будет убыточным”.

Увеличивать долю на рынке SEAT планирует не только за счет развития дилерской сети, но и благодаря выводу новых продуктов. В ближайшие три года на рынке появится 12 полностью новых и рестайлинговых моделей. Уже 2009 год будет богат новинками: в феврале появится “заряженная” Ibiza FR, следом за ней – полностью новый седан Exeo, а в апреле ожидаются сразу три премьеры: обновленные Altea, Altea XL и Leon. На сентябрьском автосалоне во Франкфурте SEAT покажет спорткар Ibiza Cupra, базирующийся на концепте Bocanegra, и Exeo-универсал. А завершит 2009 год появление нового поколения Alhambra. В 2010 году испанцы обещают представить первый в модельном ряду SEAT внедорожник.



Еще одним важным событием для российского офиса SEAT должен стать запуск в 2009 году собственной кредитной программы SEAT Finance. По словам г-на Доренвендта, сейчас ведутся переговоры о партнерстве с тремя российскими банками. Пока он отказался назвать, с какими именно, учитывая нестабильность финансовой ситуации.

Тем не менее, несмотря на все достижения за относительно короткое время работы “с нуля”, SEAT’у, похоже, забронировано место в самом конце рейтинга продаж на ближайшие годы вперед. Сложность заключается в том, что “Иберия Мотор Рус” – это “дочка” польского холдинга, и если бы в России был свой дистрибьютор с мощной заводской поддержкой, продвижение, вероятно, шло бы совсем на другом уровне. Примером может выступать аналогичный “запущенный случай” – итальянский Fiat, работающий в той же самой, отнюдь не бюджетной, ценовой категории, который очень успешно засветился на рынке и периодически весьма ярко о себе напоминает, кроме того, уже имеет здесь свою производственную площадку. Испанскую марку в свое время в России желающих продавать не нашлось, а Volkswagen Group больше заинтересован в развитии своего бренда VW, – который за последние 15 лет так и не сумел стать настоящей “народной маркой”, – для чего и построил себе автозавод в Калуге.

Сложная внутренняя иерархия дистрибьюторов SEAT приводит к возникновению проблем с логистикой, что сказывается и на ценообразовании. Например, по словам менеджеров “Барселона-авто” (“дочки” “Иберии Мотор Рус”), российские дилеры последние полгода были “очень ограничены” в поставках модели New Ibiza, представленной в Европе в июле, а в Москве – на августовском ММАСе. Новинка добралась до московских автосалонов только в декабре. Как посетовали в компании “АвтоЦентрРивера”, перед Новым годом продажи идут плохо. Сейчас дилеры пытаются собрать заказы на следующий год, но покупатели как-то не торопятся.



Ценовая политика по-прежнему остается для SEAT слабым звеном. Базовые версии испанских автомобилей (фактически пустые) московские дилеры в наличии не держат – только по индивидуальному заказу. В этом случае срок ожидания составляет четыре месяца. Остальные модели автопотребители находят неоправданно дорогими. Так, самая “голая” версия Ibiza 1,2 л “механика” стоит 410 тысяч (без кондиционера, электрозеркал с подогревом, бортового компьютера). “Середнячок” 1,4 л “механика” – 469 тысяч рублей (с электрозеркалами, компьютером, но по-прежнему без кондиционера). Самая умеренная версия 1,6 л “автомат” (но по-прежнему без кондиционера) – уже 545 тысяч рублей. Кондиционер предлагается как дополнительная опция.

Покупательская лояльность марки, все еще плохо знакомой большинству, довольно низкая. Даже при своих относительно высоких ценах SEAT не пошел на рождественские скидки. В это время все “одноклассники” Ibiza в своих топовых комплектациях (включая все дополнительное оборудование) укладываются в 450-500 тысяч рублей. Например, Ford Fiesta 1,6 л “механика” – 500 тысяч рублей, Skoda Fabia 1,6 л “автомат” – 439 тысяч рублей, Renault Clio 1,6 л “автомат” – 550 тысяч рублей, Peugeot 207 1,6 л “автомат” – 559 тысяч рублей, Opel Corsa 1,4 л “автомат” – 442 тысячи рублей.

Между тем в “Иберии” уже сообщили, что после Нового года цены на SEAT только вырастут. По словам Т. Доренвендта, скорее всего, это произойдет на уровне повышения цен на Volkswagen. Дилеры говорят, что о подготовке нового прайса с 1 января 2009 года им уже сказали. Повышение должно составить 5-6%. Кто будет покупать испанские авто за такие деньги в разгар финансового кризиса – не совсем ясно. Так что не исключено, что даже до 0,2% в следующем году довести свою долю на российском рынке SEAT не удастся. Вероятно, максимум, на что они могут рассчитывать, – это 3 тысячи автомобилей, что по сегодняшним меркам довольно мало.

Елена Костякова