branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Российский авторынок будет отброшен на несколько лет назад

Существует и более пессимистичный прогноз развития сложившейся ситуации: страна сейчас находится в начальной стадии кризиса, который продлится еще около двух лет. Таким образом, продажи иномарок в первые месяцы 2009 года упадут до уровня 2007 года, а далее, при сохранении слабого российского рубля, до уровня 2006 года...
Российский авторынок будет отброшен на несколько лет назад
Российский авторынок будет отброшен на несколько лет назад
Вмешавшийся в активный рост российского рынка легковых автомобилей мировой финансовый кризис заставил автокомпании в срочном порядке пересматривать свои стратегии и планы на 2009 год. Уже очевидно, что стремительный рост авторынка в России прекратился. В пиковом июне 2008 года продажи иномарок достигли 202 309 штук, в следующие месяцы таких цифр уже не наблюдалось. В октябре иностранные компании продали в России только 169 115 автомобилей, что на 16% меньше июньского пика и на 6% меньше, чем месяцем ранее – в сентябре.

Производители уловили эту тенденцию, и многие из них предлагают сегодня огромные скидки на свои автомобили. Благодаря этому автомобили иностранных марок все же должны преодолеть двухмиллионный рубеж продаж за 2008 год. Однако с учетом автомобилей российских марок планируемую отметку в 3 миллиона проданных авто в текущем году покорить уже вряд ли удастся.

В новых экономических условиях аналитическое агентство “Автостат” в ноябре 2008 года обновило свой отчет о перспективах развития рынка легковых автомобилей в России. На основе данных по продажам легковых авто за девять месяцев текущего года аналитиками компании были выстроены новые прогнозы развития рынка России до 2012 года, в которых были учтены изменившиеся рыночные тенденции.

В настоящий момент рассматриваются два варианта выхода страны из сложившейся ситуации. При первом, наиболее легком, уже к середине следующего года на мировых финансовых рынках произойдет смена тренда, связанная с активными действиями нового президента США и итогами договоренностей “Большой двадцатки”. На мировых финансовых рынках снова начнут преобладать оптимистичные настроения, что позволит реальному сектору (в том числе автомобильному рынку) относительно безболезненно пережить возникшие осложнения. При таком варианте развития специалисты компании “Автостат” ожидают в следующем году на российском рынке уровня продаж в районе 2,6 миллиона автомобилей в год. В краткосрочной перспективе возможно возобновление роста и достижения рынком отметки в 3 миллиона авто в 2010 году, а следующего рубежа (4 млн штук) – в начале 2012 года. Стоит также отметить, что если в начале следующего года произойдет анонсированное увеличение пошлин на ввоз легковых авто, то будут сокращаться объемы импорта новых и подержанных автомобилей, который будет постепенно замещен иномарками российской сборки.

Существует и более пессимистичный прогноз развития сложившейся ситуации. Согласно ему, страна сейчас находится в начальной стадии кризиса, который продлится еще около двух лет. При таком варианте развития событий специалистами не исключается возможность множества серьезных структурных изменений в мировой и российской экономиках. Происходить все это будет на фоне снижения темпов роста ВВП у развивающихся стран и жесткой рецессии в развитых государствах, сопровождаясь ростом безработицы, остановкой многих крупных предприятий и значительным снижением уровня платежеспособности населения. При таком варианте развития ситуации аналитики компании “Автостат” не исключают возможности отката уровня годовых продаж в следующем году до отметок 2006 года: 2,1 млн автомобилей с последующим инерционным снижением ниже значения в 2 миллиона единиц.

AutoNews: Прогноз развития российского авторынка до 2012 года


За первые три квартала 2008 года в России было продано немногим более 2 млн 141 тыс. новых легковых автомобилей. Доля отечественных марок в общей структуре продаж при этом продолжила снижаться и оценивалась в 25% (533,8 тысячи авто). Однако никто из динамично растущих иностранных конкурентов по-прежнему не в силах соперничать с Lada по общему объему реализации авто.

Наилучший результат среди зарубежных брендов показывает Chevrolet: его доля на российском рынке достигла 8,2%, а продажи превысили 175 тысяч единиц. Ближайший преследователь, Hyundai, имеет долю в 7,4%. Замыкает тройку лидеров иностранных марок Toyota – 6,75% (144,5 тысячи штук).

Пока не почувствовали на себе в полной мере кризис автомобили российских марок, производство которых в этом году только выросло. По итогам года доля тольяттинской марки, по мнению “Автостата”, может даже немного подрасти – продажи составят порядка 665 тысяч машин из суммарных 2 млн 850 тысяч.

Autonews: Доля рынка компаний в России в 2008 году


Продажи иномарок по итогам трех кварталов 2008 года составили 1 611 740 автомобилей, что на 40% выше показателей 2007 года. И, вероятно, не достигнут к концу года и отметки в 2 100 000. Далее, вместе с планируемой правительством так называемой “плавной” девальвацией рубля, вслед за ростом курса валют поползут вверх и цены на импортируемые товары, и в первую очередь на автомобили. Особенно это обстоятельство скажется на популярных у нас в стране японских иномарках. Mazda и Toyota уже заметно подняли цены и привязали их к доллару. Причем автомобилям, собирающимся в России, обстоятельство местной сборки тоже не поможет, так как локализация таких производств все еще остается на низком уровне. Таким образом, продажи иномарок в первые месяцы 2009 года упадут до уровня 2007 года, а в весенние месяцы, при сохранении слабого российского рубля, до уровня 2006 года – 70-100 тысяч автомобилей в месяц. Следовательно, в 2009 году рынок иномарок может сократиться почти вдвое.

В это время отлично себя будут чувствовать только российские производители. Слабый рубль и высокие заградительные пошлины сделают цены на отечественные автомобили очень выгодными, если они сами искусственно их не завысят.

С другой стороны, как только начнутся симптомы выздоровления российской экономики, местная дешевая рабочая сила и так и не насытившийся внутренний автомобильный рынок могут привлечь новый виток инвесторов в российскую автомобильную отрасль. Замороженные или не развивавшиеся в 2009 году проекты автозаводов в 2010-2011 годах могут получить второе дыхание.

Кирилл Орлов