В то время как иностранные автопроизводители корректируют планы продаж и пересматривают ценовую политику, российские автопродавцы, набравшие долгов для строительства дилерских сетей в регионах, судорожно думают, что бы предпринять, чтобы не разориться. Масштабным планам по строительству дилерских сетей в регионах не суждено сбыться – нет денег. А банки уже наготове: большинство долгов было набрано как раз до 2009 года. Не исключено, что в ближайшее время мы станем свидетелями нескольких финансовых крахов на автомобильном рынке.
Помогать своим российским партнерам финансово иностранные представительства не собираются. Оказывают поддержку и продолжают региональную экспансию лишь те, кто относительно недавно вышел на рынок, а потому бросить дилеров означало бы потерять долю рынка. “Дилеров мы считаем нашими полноправными партнерами. В сложившейся ситуации были сделаны определенные шаги им навстречу”, – сообщила директор по связям с общественностью Mazda в России Маша Магуайр. По словам М. Магуайр, расширение дилерской сети происходит в соответствии с ранее утвержденными планами. До конца года начнут работу Липецк, Воронеж, Владимир, Петрозаводск. В следующем году – Кемерово, Оренбург, Курск, Омск и другие города. “Полной остановки каких-либо проектов не произошло, мы ждем развития ситуации”, – сказали в представительстве Mazda.
Планы европейских автопроизводителей в условиях кризиса, скорее всего, будут скорректированы. В представительстве Renault сообщили, что в среднем каждые 15 дней проводят антикризисные встречи с дилерами. “Мы продолжаем расширять нашу дилерскую сеть, чтобы обеспечить присутствие марки в городах с населением от 100 000 человек. Таким образом, наша цель осталась прежней, но сроки ее достижения, учитывая сегодняшнюю ситуацию, назвать сложно”, – сказала PR-менеджер Renault в России Ольга Сергеева.
Если гиганты мирового автомобилестроения чувствуют себя в России пока относительно спокойно и понятия “кризис” стараются не замечать, то местные автодилеры чувствуют себя очень-таки неуютно. Мало того что продажи снижаются, – по оценке финансового директора ГК “АвтоСпецЦентр” Олега Мосеева, пик снижения объемов продаж придется на ноябрь-декабрь 2008-го и первый квартал 2009 года, – дилеры теряют огромные деньги на разницах валют, так как свои дилерские сети в регионах многие строят в кредит.
Необходимость развиваться побудила в свое время к использованию новых на рынке авторитейла финансовых инструментов: синдицированных кредитов, выпуска долговых ценных бумаг и др. Под строительство авторизованных дилерских центров в столицах и регионах привлекались средства западных банков и инвестиционных фондов. Независимые дилерские сети кредитовались российскими банками под залог имущества (автомобили, недвижимость) или с помощью проектного финансирования. Многие компании, анонсировавшие экспансию в регионы, начали использовать долгосрочные банковские кредиты. На привлеченные средства развивались такие компании, как: “Фаворит Моторс”, Musa Motors, “Атлант-М”, “Инком-Авто”, “Автомир”, “Рольф” и др. Большинство из них все еще имеет долговые обязательства перед банками вплоть до 2009-2010 гг.
Среди крупных инвестиционных проектов, завершить которые планировалось в это же время: новые 30-40 региональных дилерских центров компании Genser (2007-2010 гг., инвестиции около 100 млн долларов), Musa Motors City (автомобильный комплекс по продаже девяти автомобильных марок на территории “Москва-Сити”, инвестиции 90 млн долларов), новые 30 региональных дилерских центров компании “Автомир” (2007-2010 гг., инвестиции около 200 млн долларов), а также многие другие...
Реализация этих проектов в ближайшее время будет приостановлена, иначе компании, их реализующие, рискуют просто разориться. Большинство дилеров уже ударились в экономию. В ГК “АвтоСпецЦентр”, например, рассказали, что приостановили освоение трех площадок – на Таганке, в Химках и на Калужском шоссе. Заморожены проекты развития сети в Москве, Подмосковье и регионах (развитие региональной сети планировалось путем создания СП). Притом что дилерские центры Honda и Skoda в Химках должны были быть запущены во втором квартале 2009 года, их готовность оценивалась в 50%. “О сроках возобновления строительства можно будет говорить только после стабилизации финансовой ситуации на рынке”, – сказал Олег Мосеев.
В целях сокращения издержек идет “оптимизация штата”, сокращаются вакансии, пересматриваются функционал и оргструктура дилерских центров. “Увольнений персонала вряд ли удастся избежать, – констатирует О. Мосеев. – Они коснутся как управленцев, так и сотрудников отделов продаж. Не исключаем, что сокращение персонала может достигнуть по этим направлениям до 30-50%”. Исключение, по словам О. Мосеева, составят только станции техобслуживания и клиентские отделы, поскольку экономить на качестве обслуживания нельзя даже в кризис, считают дилеры. Действительно, если посмотреть рынок вакансий, технические специалисты сейчас нужны любому автоцентру, поэтому эти люди без работы точно не останутся.
Елена Костякова
Помогать своим российским партнерам финансово иностранные представительства не собираются. Оказывают поддержку и продолжают региональную экспансию лишь те, кто относительно недавно вышел на рынок, а потому бросить дилеров означало бы потерять долю рынка. “Дилеров мы считаем нашими полноправными партнерами. В сложившейся ситуации были сделаны определенные шаги им навстречу”, – сообщила директор по связям с общественностью Mazda в России Маша Магуайр. По словам М. Магуайр, расширение дилерской сети происходит в соответствии с ранее утвержденными планами. До конца года начнут работу Липецк, Воронеж, Владимир, Петрозаводск. В следующем году – Кемерово, Оренбург, Курск, Омск и другие города. “Полной остановки каких-либо проектов не произошло, мы ждем развития ситуации”, – сказали в представительстве Mazda.
Планы европейских автопроизводителей в условиях кризиса, скорее всего, будут скорректированы. В представительстве Renault сообщили, что в среднем каждые 15 дней проводят антикризисные встречи с дилерами. “Мы продолжаем расширять нашу дилерскую сеть, чтобы обеспечить присутствие марки в городах с населением от 100 000 человек. Таким образом, наша цель осталась прежней, но сроки ее достижения, учитывая сегодняшнюю ситуацию, назвать сложно”, – сказала PR-менеджер Renault в России Ольга Сергеева.
Если гиганты мирового автомобилестроения чувствуют себя в России пока относительно спокойно и понятия “кризис” стараются не замечать, то местные автодилеры чувствуют себя очень-таки неуютно. Мало того что продажи снижаются, – по оценке финансового директора ГК “АвтоСпецЦентр” Олега Мосеева, пик снижения объемов продаж придется на ноябрь-декабрь 2008-го и первый квартал 2009 года, – дилеры теряют огромные деньги на разницах валют, так как свои дилерские сети в регионах многие строят в кредит.
Необходимость развиваться побудила в свое время к использованию новых на рынке авторитейла финансовых инструментов: синдицированных кредитов, выпуска долговых ценных бумаг и др. Под строительство авторизованных дилерских центров в столицах и регионах привлекались средства западных банков и инвестиционных фондов. Независимые дилерские сети кредитовались российскими банками под залог имущества (автомобили, недвижимость) или с помощью проектного финансирования. Многие компании, анонсировавшие экспансию в регионы, начали использовать долгосрочные банковские кредиты. На привлеченные средства развивались такие компании, как: “Фаворит Моторс”, Musa Motors, “Атлант-М”, “Инком-Авто”, “Автомир”, “Рольф” и др. Большинство из них все еще имеет долговые обязательства перед банками вплоть до 2009-2010 гг.
Среди крупных инвестиционных проектов, завершить которые планировалось в это же время: новые 30-40 региональных дилерских центров компании Genser (2007-2010 гг., инвестиции около 100 млн долларов), Musa Motors City (автомобильный комплекс по продаже девяти автомобильных марок на территории “Москва-Сити”, инвестиции 90 млн долларов), новые 30 региональных дилерских центров компании “Автомир” (2007-2010 гг., инвестиции около 200 млн долларов), а также многие другие...
Реализация этих проектов в ближайшее время будет приостановлена, иначе компании, их реализующие, рискуют просто разориться. Большинство дилеров уже ударились в экономию. В ГК “АвтоСпецЦентр”, например, рассказали, что приостановили освоение трех площадок – на Таганке, в Химках и на Калужском шоссе. Заморожены проекты развития сети в Москве, Подмосковье и регионах (развитие региональной сети планировалось путем создания СП). Притом что дилерские центры Honda и Skoda в Химках должны были быть запущены во втором квартале 2009 года, их готовность оценивалась в 50%. “О сроках возобновления строительства можно будет говорить только после стабилизации финансовой ситуации на рынке”, – сказал Олег Мосеев.
В целях сокращения издержек идет “оптимизация штата”, сокращаются вакансии, пересматриваются функционал и оргструктура дилерских центров. “Увольнений персонала вряд ли удастся избежать, – констатирует О. Мосеев. – Они коснутся как управленцев, так и сотрудников отделов продаж. Не исключаем, что сокращение персонала может достигнуть по этим направлениям до 30-50%”. Исключение, по словам О. Мосеева, составят только станции техобслуживания и клиентские отделы, поскольку экономить на качестве обслуживания нельзя даже в кризис, считают дилеры. Действительно, если посмотреть рынок вакансий, технические специалисты сейчас нужны любому автоцентру, поэтому эти люди без работы точно не останутся.
Елена Костякова