branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Регионы могут остаться без иномарок

Финансовый кризис больно ударил по российским автодилерам, самые крупные из которых находятся под тяжестью больших кредитов. Инвестиционные проекты замораживаются. Впереди массовые увольнения, банкротства и выкуп российских проигравших европейскими “акулами”...
В то время как иностранные автопроизводители корректируют планы продаж и пересматривают ценовую политику, российские автопродавцы, набравшие долгов для строительства дилерских сетей в регионах, судорожно думают, что бы предпринять, чтобы не разориться. Масштабным планам по строительству дилерских сетей в регионах не суждено сбыться – нет денег. А банки уже наготове: большинство долгов было набрано как раз до 2009 года. Не исключено, что в ближайшее время мы станем свидетелями нескольких финансовых крахов на автомобильном рынке.

Помогать своим российским партнерам финансово иностранные представительства не собираются. Оказывают поддержку и продолжают региональную экспансию лишь те, кто относительно недавно вышел на рынок, а потому бросить дилеров означало бы потерять долю рынка. “Дилеров мы считаем нашими полноправными партнерами. В сложившейся ситуации были сделаны определенные шаги им навстречу”, – сообщила директор по связям с общественностью Mazda в России Маша Магуайр. По словам М. Магуайр, расширение дилерской сети происходит в соответствии с ранее утвержденными планами. До конца года начнут работу Липецк, Воронеж, Владимир, Петрозаводск. В следующем году – Кемерово, Оренбург, Курск, Омск и другие города. “Полной остановки каких-либо проектов не произошло, мы ждем развития ситуации”, – сказали в представительстве Mazda.

Планы европейских автопроизводителей в условиях кризиса, скорее всего, будут скорректированы. В представительстве Renault сообщили, что в среднем каждые 15 дней проводят антикризисные встречи с дилерами. “Мы продолжаем расширять нашу дилерскую сеть, чтобы обеспечить присутствие марки в городах с населением от 100 000 человек. Таким образом, наша цель осталась прежней, но сроки ее достижения, учитывая сегодняшнюю ситуацию, назвать сложно”, – сказала PR-менеджер Renault в России Ольга Сергеева.

Если гиганты мирового автомобилестроения чувствуют себя в России пока относительно спокойно и понятия “кризис” стараются не замечать, то местные автодилеры чувствуют себя очень-таки неуютно. Мало того что продажи снижаются, – по оценке финансового директора ГК “АвтоСпецЦентр” Олега Мосеева, пик снижения объемов продаж придется на ноябрь-декабрь 2008-го и первый квартал 2009 года, – дилеры теряют огромные деньги на разницах валют, так как свои дилерские сети в регионах многие строят в кредит.

Необходимость развиваться побудила в свое время к использованию новых на рынке авторитейла финансовых инструментов: синдицированных кредитов, выпуска долговых ценных бумаг и др. Под строительство авторизованных дилерских центров в столицах и регионах привлекались средства западных банков и инвестиционных фондов. Независимые дилерские сети кредитовались российскими банками под залог имущества (автомобили, недвижимость) или с помощью проектного финансирования. Многие компании, анонсировавшие экспансию в регионы, начали использовать долгосрочные банковские кредиты. На привлеченные средства развивались такие компании, как: “Фаворит Моторс”, Musa Motors, “Атлант-М”, “Инком-Авто”, “Автомир”, “Рольф” и др. Большинство из них все еще имеет долговые обязательства перед банками вплоть до 2009-2010 гг.

Среди крупных инвестиционных проектов, завершить которые планировалось в это же время: новые 30-40 региональных дилерских центров компании Genser (2007-2010 гг., инвестиции около 100 млн долларов), Musa Motors City (автомобильный комплекс по продаже девяти автомобильных марок на территории “Москва-Сити”, инвестиции 90 млн долларов), новые 30 региональных дилерских центров компании “Автомир” (2007-2010 гг., инвестиции около 200 млн долларов), а также многие другие...

Реализация этих проектов в ближайшее время будет приостановлена, иначе компании, их реализующие, рискуют просто разориться. Большинство дилеров уже ударились в экономию. В ГК “АвтоСпецЦентр”, например, рассказали, что приостановили освоение трех площадок – на Таганке, в Химках и на Калужском шоссе. Заморожены проекты развития сети в Москве, Подмосковье и регионах (развитие региональной сети планировалось путем создания СП). Притом что дилерские центры Honda и Skoda в Химках должны были быть запущены во втором квартале 2009 года, их готовность оценивалась в 50%. “О сроках возобновления строительства можно будет говорить только после стабилизации финансовой ситуации на рынке”, – сказал Олег Мосеев.

В целях сокращения издержек идет “оптимизация штата”, сокращаются вакансии, пересматриваются функционал и оргструктура дилерских центров. “Увольнений персонала вряд ли удастся избежать, – констатирует О. Мосеев. – Они коснутся как управленцев, так и сотрудников отделов продаж. Не исключаем, что сокращение персонала может достигнуть по этим направлениям до 30-50%”. Исключение, по словам О. Мосеева, составят только станции техобслуживания и клиентские отделы, поскольку экономить на качестве обслуживания нельзя даже в кризис, считают дилеры. Действительно, если посмотреть рынок вакансий, технические специалисты сейчас нужны любому автоцентру, поэтому эти люди без работы точно не останутся.

Елена Костякова