branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

GM и Nissan хотят рискнуть своими жизнями

“Сейчас невообразимые времена для нашей отрасли. Мы по-прежнему в тисках самого сильного экономического кризиса, какой каждый из нас только видел в своей жизни”, – председатель и исполнительный директор Chrysler LLC Боб Нарделли предельно мелодраматичен...
“Сейчас невообразимые времена для нашей отрасли. Мы по-прежнему в тисках самого сильного экономического кризиса, какой каждый из нас только видел в своей жизни", – председатель и исполнительный директор Chrysler LLC Боб Нарделли предельно мелодраматичен.

Ведомую им компанию продолжает лихорадить. Chrysler сильнее других компаний пострадал от падения американского авторынка, в октябре продажи марки достигнут своего 18-летнего минимума. Сложности с выдачей автокредитов, высокие цены на бензин и коллапс ипотечного рынка в Америке привели к тому, что американские автогиганты теряют миллиарды и наблюдают за сокращением своих рыночных долей.

Со следующего месяца Chrysler LLC планирует начать новую программу сокращений рабочего персонала, по которой планируется уволить четверть всех сотрудников компании. По последним данным, в компании сейчас работают 17 332 рабочих, соответственно, под сокращение попадут более 4300 человек. Всего с февраля 2007 года Chrysler сократил уже 35 000 рабочих мест.

Единственное спасение для компании – это объединение с другим автопроизводителем. Правда, как считают специалисты, это объединение потянет на дно и поглощающую Chrysler компанию.

Так, основным претендентом на Chrysler сейчас является GM. Сейчас компании продолжают переговоры. Основной владелец Chrysler, фонд Cerberus, который владеет также 51% бывшего финансового подразделения GM – GMAC, хочет повысить свою долю в этой структуре (49% по-прежнему принадлежат GM). Cerberus также заинтересован в расставании со своим автомобильным бизнесом, однако хочет получит значительный пакет в компании, которая будет образована в результате слияния двух автогигантов.

Обе компании заинтересованы в достижении договоренности, но GM тратит много времени на изучение социальной нагрузки на Chrysler и рисков, с которыми столкнутся после слияния поставщики комплектующих. Так, аналитики считают, что после слияния компаний и значительного сокращения модельного ряда Chrysler около трети поставщиков марки останутся без заказов.

Объединившись, GM-Chrysler будет контролировать около трети рынка легковых автомобилей США и иметь в своем распоряжении 11 брендов. GM предпочтет сохранить эту долю рынка. Однако GM потерял более 50 миллиардов долларов за последние три года, в следующем году планирует убытки на уровне 12 млрд долларов и дальнейшие финансовые потери в 2010 году. Несмотря на значительные денежные запасы, поглощение Chrysler может стать роковой ошибкой для концерна. GM и сам рассматривает планы по выходу из кризиса, в случае если сделка с Cerberus все-таки сорвется. Так, концерн заинтересован в привлечении внешнего инвестора, а также планирует попросить широкой государственной поддержки.

Между тем на Chrysler стал претендовать также и Nissan. Два года назад компания пыталась зайти на американский рынок, скооперировавшись с GM, однако из той затеи ничего не получилось. Теперь японцы хотят приобрести 20 процентов акций Chrysler и ввести американцев в альянс Nissan-Renault. Финансировать сделку с американцами будут именно японцы, обладающие значительными свободными средствами, тогда как французский старший брат залез в серьезные долги, особенно после того, как приобрел в России 25% АвтоВАЗа за 1 млрд долларов.

По сообщениям газеты Detroyt News, основной владелец Chrysler, фонд Cerberus, получил предложение, однако для основателя фонда и его директора Стивена Фейнберга по-прежнему основным направлением переговоров являются контакты с GM.

Начиная с 2006 года, когда альянс разрабатывал сценарий кооперации с GM, его руководитель Карлос Гон говорил, что транснациональный альянс может быть выгодным и для других возможных участников этого сотрудничества. С 1999 года синергия от объединения Nissan и Renault составила миллиарды долларов. Тем более, как сообщил вице-президент Nissan Карлос Таварес, японская компания в прошлом году уже контактировала с Chrysler по трем разным проектам, касающимся сотрудничества по производству разных моделей.

Однако, как однажды отметил сам Карлос Гон, выбор времени для кооперации имеет решающее значение, и сейчас, как отмечают специалисты, время самое неподходящее.

Планы альянса не вызвали понимания со стороны фондового рынка. “Сложно ожидать прибылей от слияния, когда мировой авторынок продолжает падать, – считает Такеши Осава, главный управляющий японского фонда Norinchukin Zenkyoren Asset Management. – Вряд ли Nissan может одобрить такой шаг. Это негативно скажется на акциях японской компании”.

“Если Chrysler станет частью альянса, Nissan и Renault вынуждены будут потратить на него много человеческих и других ресурсов, которых у них нет”, – согласен с другими специалистами и автомобильный аналитик UBS Тацуо Йошида.

Когда в 2006 году Nissan планировал объединиться с GM, японцам нужны были дополнительные мощности, чтобы удовлетворить спрос на свои модели в США, продажи и финансовые показатели росли. Теперь же они падают, и особенно сильно рынок падает именно в Северной Америке, где продажи автомобилей достигли минимальной отметки за последние 15 лет. Так что любой “спаситель” Chrysler вполне может оказаться следующей жертвой мирового кризиса.

Алексей Лаврухин