Водители заплатят за всех страховых мошенников
Отношения в современном автомире можно считать игрой “Кто кого удачней облапошит”. Среди основных участников: ГАИ, банки, автодилеры, страховые компании. Потребитель не остается в стороне – и он рассчитывает на причитающийся кусок пирога. Все финансовые потери от мошенников страховые компании закладывают в стоимость полисов КАСКО.
Российские страховые компании продолжают страдать от действий мошенников. Так, например, в страховом обществе “Регион” на 1 июня 2008 года подвели итоги борьбы с мошенничеством. С начала 2008 года здесь выявлены и полностью доказаны случаи мошенничества на сумму 5,9 миллиона рублей. Предотвращены попытки мошенничества на сумму 2470 тысяч рублей, найдено и возвращено клиентам пять автомобилей на сумму 5047 тысяч рублей. Общий итог работы службы экономической безопасности по противодействию мошенничеству за первые пять месяцев года равен 13,4 миллиона рублей.
Между тем приведенные цифры отнюдь не иллюстрируют реальные объемы преступлений в страховом секторе. “Нужно понимать, что мошенничество – это не только те случаи, которые доведены до суда (ст. 159 “Мошенничество” УК РФ), – комментирует заместитель генерального директора страховой компании “Цюрих Ритейл” и руководитель комитета по борьбе со страховыми мошенничествами в составе РСА (Российского союза автостраховщиков) Сергей Ефремов. – Задача страховой компании – выявить преступление на этапе его задумывания и сделать так, чтобы преступник не получил денег, – отсюда отказы в выплате. Хотя бороться с этим по-прежнему очень сложно. Страховщики все еще не обладают единой базой данных, мы не обладаем всеми полномочиями по сбору информации, есть определенные сложности с получением документации со стороны ГИБДД. Все это требует внесения соответствующих изменений на законодательном уровне”.
В целом объемы страхового мошенничества определить трудно. Традиционно, по оценке С. Ефремова, они составляют 15-20% от рынка (включая случаи недоказанного мошенничества). Поскольку факты страхового мошенничества сложнодоказуемы, страховые компании вынуждены выплачивать деньги, даже если обстоятельства страхового случая вызывают сомнения. Количество отказов в выплате на сегодняшний день составляет не более 3-5%, но их могло бы быть гораздо больше. Показательно, что в конце прошлого года РСА провел опрос среди страхователей и выяснил, что очень многие готовы обмануть страховую компанию, если бы такая возможность была.
Как отмечают страховщики, наиболее распространенными видами мошенничества в автостраховании являются: оформление страхового полиса КАСКО задним числом, инсценировка ДТП, страхование одного автомобиля в нескольких компаниях, лжеугоны, сокрытие информации о ранее полученных повреждениях при страховании автомобиля (страховка битых авто), фальсификация документов по технической экспертизе, предоставление ложной информации о событии при оформлении заявления. При этом, говорит директор департамента урегулирования убытков ЗАО “Гута Страхование” Михаил Ермаков, мошенничество в данном виде страхования можно рассматривать в двух плоскостях: мошеннические действия при активном содействии агентов компании (когда страховой полис на разбитую машину оформляется задним числом) и действия клиента, направленные на обман страховой компании.
Вообще, справедливости ради нужно отметить, что сорвать куш на чаяниях рядовых автовладельцев сегодня готов кто угодно: начиная от банков и автодилеров и до страховщиков с гаишниками. Мошенничают ведь не только страхователи. Гаишники очень хорошо начали в последнее время “зарабатывать” на теме страхования. Например, в Краснодарском крае в начале июня была обезврежена банда гаишников, оформлявших административные материалы по ДТП и выманивших таким образом из страховых компаний 2,5 млн рублей. В Москве в начале июня служба безопасности “Росгосстраха” засекла крупного мошенника-автоинспектора – товарищ оформлял документы на несуществующие ДТП.
Участились случаи мошенничества и в самих страховых компаниях. “Случаев, связанных с оформлением полиса КАСКО задним числом, гораздо больше, чем случаев похищения застрахованного автомобиля по предварительному сговору”, – отмечает М. Ермаков. Речь идет о случаях, когда машина сначала попадает в аварию, а потом предприимчивый менеджер страховой компании за символическую плату оформляет на нее подложное КАСКО.
“Такие проблемы есть, и они есть во всем мире, – подтверждает Сергей Ефремов. – К сожалению, без участия агентов страховой компании факт мошенничества практически невозможен”.
Елена Костякова
Российские страховые компании продолжают страдать от действий мошенников. Так, например, в страховом обществе “Регион” на 1 июня 2008 года подвели итоги борьбы с мошенничеством. С начала 2008 года здесь выявлены и полностью доказаны случаи мошенничества на сумму 5,9 миллиона рублей. Предотвращены попытки мошенничества на сумму 2470 тысяч рублей, найдено и возвращено клиентам пять автомобилей на сумму 5047 тысяч рублей. Общий итог работы службы экономической безопасности по противодействию мошенничеству за первые пять месяцев года равен 13,4 миллиона рублей.
Между тем приведенные цифры отнюдь не иллюстрируют реальные объемы преступлений в страховом секторе. “Нужно понимать, что мошенничество – это не только те случаи, которые доведены до суда (ст. 159 “Мошенничество” УК РФ), – комментирует заместитель генерального директора страховой компании “Цюрих Ритейл” и руководитель комитета по борьбе со страховыми мошенничествами в составе РСА (Российского союза автостраховщиков) Сергей Ефремов. – Задача страховой компании – выявить преступление на этапе его задумывания и сделать так, чтобы преступник не получил денег, – отсюда отказы в выплате. Хотя бороться с этим по-прежнему очень сложно. Страховщики все еще не обладают единой базой данных, мы не обладаем всеми полномочиями по сбору информации, есть определенные сложности с получением документации со стороны ГИБДД. Все это требует внесения соответствующих изменений на законодательном уровне”.
В целом объемы страхового мошенничества определить трудно. Традиционно, по оценке С. Ефремова, они составляют 15-20% от рынка (включая случаи недоказанного мошенничества). Поскольку факты страхового мошенничества сложнодоказуемы, страховые компании вынуждены выплачивать деньги, даже если обстоятельства страхового случая вызывают сомнения. Количество отказов в выплате на сегодняшний день составляет не более 3-5%, но их могло бы быть гораздо больше. Показательно, что в конце прошлого года РСА провел опрос среди страхователей и выяснил, что очень многие готовы обмануть страховую компанию, если бы такая возможность была.
Как отмечают страховщики, наиболее распространенными видами мошенничества в автостраховании являются: оформление страхового полиса КАСКО задним числом, инсценировка ДТП, страхование одного автомобиля в нескольких компаниях, лжеугоны, сокрытие информации о ранее полученных повреждениях при страховании автомобиля (страховка битых авто), фальсификация документов по технической экспертизе, предоставление ложной информации о событии при оформлении заявления. При этом, говорит директор департамента урегулирования убытков ЗАО “Гута Страхование” Михаил Ермаков, мошенничество в данном виде страхования можно рассматривать в двух плоскостях: мошеннические действия при активном содействии агентов компании (когда страховой полис на разбитую машину оформляется задним числом) и действия клиента, направленные на обман страховой компании.
Вообще, справедливости ради нужно отметить, что сорвать куш на чаяниях рядовых автовладельцев сегодня готов кто угодно: начиная от банков и автодилеров и до страховщиков с гаишниками. Мошенничают ведь не только страхователи. Гаишники очень хорошо начали в последнее время “зарабатывать” на теме страхования. Например, в Краснодарском крае в начале июня была обезврежена банда гаишников, оформлявших административные материалы по ДТП и выманивших таким образом из страховых компаний 2,5 млн рублей. В Москве в начале июня служба безопасности “Росгосстраха” засекла крупного мошенника-автоинспектора – товарищ оформлял документы на несуществующие ДТП.
Участились случаи мошенничества и в самих страховых компаниях. “Случаев, связанных с оформлением полиса КАСКО задним числом, гораздо больше, чем случаев похищения застрахованного автомобиля по предварительному сговору”, – отмечает М. Ермаков. Речь идет о случаях, когда машина сначала попадает в аварию, а потом предприимчивый менеджер страховой компании за символическую плату оформляет на нее подложное КАСКО.
“Такие проблемы есть, и они есть во всем мире, – подтверждает Сергей Ефремов. – К сожалению, без участия агентов страховой компании факт мошенничества практически невозможен”.
Елена Костякова