Перезапуск проекта при поддержке Volvo
Autonews
Перезапуск проекта
при поддержке Volvo
Статьи

Trabant – съедобный спутник немецкого коммунизма

Кузов из органической пластмассы очень нравился домашнему скоту. Животные часто принимали его за пищевые отходы и охотно обгладывали автомобиль...
Автосервисы
Autonews
Искать больше не нужно.
Гарантируем качество услуг.
Всегда рядом.
Выбрать сервис
7 ноября 1957 года на заводе в маленьком городке Цвикау, что в ГДР, начался выпуск культового автомобильчика Trabant. Это был один из немногих автомобилей с лейблом “Made in DDR”. Микролитражку назвали в честь запущенного в том же году в СССР первого искусственного спутника Земли. Автомобиль стал воплощением немецкого подвида социализма/коммунизма — минимальные габариты, сверхмалый мотор, корпус из органической пластмассы, которую, кстати, поставлял Советский Союз, очень нравился домашнему скоту. Животные часто принимали его за пищевые отходы и охотно обгладывали автомобиль. Производство, кстати, наладили на заводе, ранее принадлежавшем Audi, – после Второй мировой он попал в оккупационную зону вместе с оборудованием.

Мотор располагался спереди, привод, конечно же, задний. В первых выпусках под капот “пихали” 600-кубовый 25-сильный агрегат. Естественно, бензиновый. Мощности, конечно же, было маловато, но много ли надо автомобилю весом всего 620 кг? До последнего дня эта тарахтелка продержалась на конвейере практически без изменений. Впоследствии предпринимались попытки адаптировать под Trabant 1,4-литровый мотор от VW Polo, но в 1991 году производство автомобилей в Цвикау прекратилось полностью. А ведь места под капотом хватило бы и на шестицилиндровый агрегат – так был спроектирован кузов. Зато до любого агрегата можно было легко дотянуться, а чинить и вовсе с помощью кувалды да отвертки. Кроме седана (с двумя дверями, конечно) выпускался также 3-дверный вариант “Комби” – некая непонятная смесь универсала и хэтчбека.

В годы расцвета Trabant нередко можно было встретить и на улицах советских городов – соцстраны были основными импортерами этих аппаратов. В Trabant была зачата половина населения Восточной Германии. Судьба этого автомобиля во многом типична для стран соцлагеря – автомобиль, разработанный в бурные 50-е, выпускался вплоть до рубежа веков. Заранее оградив себя от проблем, связанных со штамповкой стальных кузовов, создатели Trabant тем не менее смогли заложить в конструкцию даже некоторый запас по пассивной безопасности – даже на фоне современных авто результаты крэш-тестов Trabant не пугают. В конце 60-х немцы предприняли было попытку разработать новое поколение малолитражек, с более современным дизайном и более мощным мотором, но в производство те автомобили не пошли, и увидеть их сейчас возможно только в Дрезденском музее техники.

Недавно другая немецкая компания – Herpa, известная масштабными моделями автомобилей, выкупила права на торговую марку Trabant. Они собираются сделать некий аналог MINI – современный компактный автомобиль с внешностью Trabant для немцев, страдающих ностальгией. По их мнению, большинство тех, кто раньше водил Trabant, сейчас уже сделали успешную карьеру и могут себе позволить подобные “игрушки”. Более подробной информации по проекту пока нет.

Сейчас мало кто помнит эти машинки. А ведь в СССР они считались гораздо престижнее “Жигулей”. Хотя... продукция другого гэдээровского завода, Wartburg – была тогда вообще пределом мечтаний молодых комсомольцев и партаппаратчиков. Но про него – уже другая история...

Александр Зумберов