Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам
После Нового года бензин резко подорожает
После Нового года бензин резко подорожает
Статьи 14 ноября 2007
Статьи 14 ноября 2007
После Нового года бензин резко подорожает
В предвыборную пору власти “заморозили” цены на бензин. Как только мораторий на повышение цен закончится, нефтяные компании бросятся наверстывать упущенную выгоду...
Цены на бензин вырастут после Нового года 
В сентябре выросли оптовые цены на бензин: по данным Московской топливной ассоциации (МТА), с 17 сентября по 22 октября дизтопливо подорожало на 30,4% (до 19 625 руб./т), бензин А-92 – на 10,7% (до 21 750 руб./т), А-95 – на 7,9% (до 23 800 руб./т) и лишь стоимость низкооктанового бензина осталась на прежнем уровне. Бензозаправки сразу же пригрозили, что поднимут и розничные цены. Среди автовладельцев едва не началась массовая паника. Власти мгновенно отреагировали и настоятельно попросили нефтяников цены “попридержать”. Несмотря на хронический ажиотаж вокруг бензиновой темы, ситуация аналитиками оценивается в среднесрочной перспективе как стабильная.


Нужно привыкнуть к мысли, что бензин будет дорожать по чуть-чуть, но всегда. Если не принимать во внимание инфляцию, основной причиной удорожания является востребованность нашей нефти за рубежом. Так, этой осенью цена нефти достигла рекордной суммы почти 100 долларов за баррель. Нефтяники постепенно повышают цены и на внутреннем рынке, иначе им просто невыгодно производить и продавать бензин здесь, когда сырая нефть прекрасно востребована на Западе. “Есть законы экономики, которые никто не отменял, – комментирует коммерческий директор ассоциации “ГРАНД” (сеть АЗС по Москве и Московской области) Игорь Кардовский. – Цены на бензин растут потому, что на мировом рынке спрос на нефть растет. Каждый выбирает то, что ему лучше. Если сейчас выгоднее продавать на экспорт, то продаем на экспорт”.

Помимо роста цен на мировом рынке, на ценообразование бензина влияет целый ряд внутренних факторов: это сезонность, рост стоимости естественных монополий (металлургия, электроэнергия), внезапно возникший дефицит топлива на внутреннем рынке либо модернизация нефтеперерабатывающих заводов.

“Не совсем верно думать, что нефтяники повышают цены, когда захотят, – комментирует аналитик нефтегазового комплекса ИК “БрокерКредитСервис” Максим Шеин. – Во многом от них это, в общем-то, даже не зависит. Нефтяники пытаются угнаться в первую очередь за производственной инфляцией, потому что любой товар нужно, во-первых, транспортировать, во-вторых, постоянно дорожают естественные монополии и др.”. Однако все другие участники рынка: производители сельхозпродукции, машиностроители, да и сами транспортники, каждый раз повышая цены, кивают в сторону увеличившихся цен на топливо...

На самом деле, ничего страшного, если рост цен укладывается в рамки инфляции. Напомним, что прогноз Министерства экономического развития и торговли (МЭРТ) РФ по инфляции на 2007 г. составляет 7-8%. По сравнению с прошлым годом цены выросли как раз примерно на 7-8%. Но угроза нефтяников повысить цены в рознице заставило власть опасаться, что подорожание топлива может стать катализатором для нового витка цен на товары народного потребления, которые сейчас понемногу государству удается стабилизировать.

В мэрии Москвы призвали не поддаваться общей “ценовой эйфории” и не разогревать дополнительные инфляционные ожидания. “Задачей является уложиться в инфляционные прогнозы государства на этот год, умерив пыл в погоне за сверхприбылями”, – заявили представители московского правительства.

Предвыборная ситуация оказала дополнительное влияние на состояние рынка. Так, в октябре Московский нефтеперерабатывающий завод (МНПЗ) объявил, что не будет в ближайшее время поднимать цены на бензин. В начале ноября Московская нефтегазовая компания (МНГК) также объявила мораторий на повышение цен на своих заправках. Кроме того, как сообщили в компании, “в интересах москвичей и для обеспечения социальной стабильности” все светлые нефтепродукты, производимые на Московском НПЗ, компания будет направлять на московский рынок, отказавшись от самого дорогого – от экспорта.

Экспорт сырой нефти является приоритетом для добытчиков: гнать нефть на внешний рынок на сегодняшний день выгоднее, чем перерабатывать ее здесь. Во-первых, содержать нефтеперерабатывающий завод, выпускающий высокооктановый бензин, – это дорого, так же как и продавать бензин. Например, у нас составляющая налога в цене бензина достигает 53%, а в США этот компонент цены топлива всего 29%. Во-вторых, заводов для переработки не хватает: большинство построенных еще в советское время остались в Прибалтике. Строить новые заводы не торопятся – спрос на нефтепродукты в России пока еще не так велик, хотя с ростом автопарка он постепенно увеличивается. Пока прирост объемов перерабатываемой нефти составляет всего 6% в год.

Согласно данным Московской топливной ассоциации, на 9 ноября 2007 года средневзвешенные цены на московских АЗС следующие: литр ДТ стоит 17,88 руб, Аи-80 – 16,70 руб, Аи-92 – 19,54 руб, а А-95 – 20,55 руб. Между тем есть основания полагать, что после Нового года цены все-таки “отпустят”, и они продолжат свой рост. Одной из составляющих цены является стоимость электроэнергии, тарифы на которую повышаются раз в год, с 1 января, и если до Нового года роста цен на бензин, вероятнее всего, наблюдаться не будет, то в январе – обязательно.

В среднесрочной перспективе топливо продолжит расти в цене, считают аналитики, отмечая, что в целом ситуация более или менее стабильная. “Конечно, объективно сырье дорожает, и если компании постараются сохранить ту же прибыльность в течение года, цены будут расти”, – комментирует аналитик по нефтегазовому комплексу ИК “Атон” Артем Кончин. “Безусловно, какой-то рост будет, – согласен Максим Шеин. – Что это будет за рост, будет зависеть от внешних цен на нефть, но то, что он будет в рамках инфляции, – это точно. Дефицита как такового нет и не будет в ближайшее время. Более того, некоторые НПЗ недозагружены (например, группа уфимских нефтеперерабатывающих заводов) и они могут производить больше бензина, но уже в ущерб экспортным поставкам”.

Пока от экспортных поставок нефтяные олигархи отказываться не собираются. А потому, учитывая, что на 2008 год прогноз по инфляции пока сохраняется на уровне 7%, автомобилисты должны быть готовы в следующем году выкладывать как минимум по 25 рублей за литр 95-го бензина.

Елена Костякова
Комментарии