branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Журнал Autonews: Великие автопутешествия

Родоначальниками современного автомобильного туризма были люди, которых причисляли к героям. Им и в самом деле пришлось сделать то, что другим было не под силу...
Журнал Autonews: Великие автопутешествия
Почти забытый
Одним из первых путешествовать на авто решился американец Чарльз Глидден, который в 1902–1907 годах на модели Napier проехал по ряду стран Азии, а также по Австралии и Новой Зеландии. В общей сложности он преодолел более 80 тыс. км, побывав в 35 странах мира. Однако известности вояж Глиддена не получил.

Первый трансконтинентальный
А вот об этом путешествии заговорил весь мир, поскольку организовала и освещала его известная французская газета Le Matin. В начале 1907 года она поместила объявление: “Найдется ли кто-нибудь, способный проехать на автомобиле от Парижа до Пекина этим летом? Это было бы грандиозным испытанием, которому когда-либо подвергался автомобиль, на маршруте в 12 тыс. км”. Победителю предлагался приз – 100 тыс. франков.
Немногие тогда восприняли это всерьез. Но были и другие. Первым откликнулся владелец автозавода и один из основателей Автомобильного клуба Франции маркиз де Дион. Причем его беспокоило не расстояние, а то обстоятельство, что для авто его фирмы не найдется соперников в столь замечательном приключении. Но уже к вечеру появился первый конкурент – Клеман Конталь, а затем и другой – итальянский князь Шипионе Боргезе, который заказал автомобиль для дальних поездок фирме Itala. Свой автомобиль заявила и компания Spiker. В общей сложности набралось пять экипажей – четыре авто и один трицикл.
Тем временем газета занялась организацией пробега. Если с европейской частью маршрута все было ясно, то дороги Китая, Монголии и азиатской части России оставались загадкой. Кроме того, предстояло договориться с властями всех стран о содействии участникам путешествия. Наконец все формальности улажены, назначены место и дата старта – столица Китая, 10 июня 1907 года.
В Пекине спортсменов провожали европейские дипломаты, китайские чиновники и огромная толпа народа. Первые потери появились вскоре после старта: трицикл оказался непригодным для бездорожья и выбыл из борьбы, да и автомобили постоянно ломались. Ремонтировали их с помощью подручных средств и местных умельцев.
Гонку стразу же возглавила Itala, остальные участники отстали от Боргезе на две недели. Большая часть пробега проходила по территории России. 28 июля Боргезе прибыл в Москву, а 10 августа ему рукоплескал восторженный Париж.

Из Нью-Йорка в Париж
Ралли Нью-Йорк – Париж, проведенное в 1908 году, стало самым длинным автомобильным путешествием своего времени. Организаторами выступили газеты Le Matin и New York Times. После старта в Нью-Йорке машины должны были своим ходом добраться до Берингова пролива, переехать его по льду, а затем через Сибирь и Европу прибыть в Париж.
Участвовать в невиданном мероприятии отважились несколько десятков автомобилистов. Фаворитами были американец Джордж Шустер на Thomas-Flyer, немец Ганс Кеппен на Protos, итальянец Генри Хааг на Brixia-Zust и француз Бурсье на De Dion-Bouton. В числе участников пробега значились также автомобили Sizaire-Naudin, Motobloc и мотоцикл Verner.
Старт дали 12 февраля 1908 года на глазах у пятидесятитысячной толпы. Пока трасса шла по территории США, средний дневной пробег составлял 140 км. Правда, из-за плохих дорог технику часто ремонтировали, а Thomas-Flyer даже пришлось полностью перебрать на одном из дилерских пунктов фирмы.
К началу апреля машины дошли до западного побережья США, но выяснилось, что северный участок маршрута своим ходом автомобилям не преодолеть. Решили переправляться в Азию морем из Сиэтла. 22 апреля пароход с автомобилями отплыл в Японию, а потом машины тем же способом отправили во Владивосток. К началу путешествия по территории России в строю оставалось лишь четыре экипажа.
Первым 26 июля 1908 года финишировал немецкий экипаж на Protos, а Thomas-Flyer прибыл лишь через четыре дня. Однако немцы набрали в ходе пробега 30 суток штрафа, и победу в величайшем автопутешествии всех времен и народов присудили американцам.

Африканский рейд
“Черным рейдом” назвали рекламно-научную автомобильную экспедицию 1924 года по Африке, организованную компанией Citroёn. Руководил экспедицией один из директоров компании Жорж-Мари Хаардт.
Стартовали участники в октябре в алжирском городе Коломб-Бешар на восьми автомобилях и до озера Альберта шли одной колонной. В Кампале (столице Уганды) экспедиция разделилась на четыре группы – по две машины в каждой. Группа Хаардта пересекла португальскую Африку, дошла до Мозамбика, переправилась на Мадагаскар и закончила маршрут в его столице Тананариве.
В путешествии участникам пришлось преодолевать джунгли, искать проходы в болотах по берегам озер и рек, сталкиваться с дикими племенами аборигенов. По пути члены экспедиции собирали коллекции для зоопарков и музеев и в общей сложности привезли более 300 экземпляров млекопитающих, 800 птиц и 15 тыс. насекомых.
Окончился рейд 26 июня 1925 года, когда все четыре группы высадились на Мадагаскаре и прибыли в его столицу. В целом по Африке было пройдено более 20 тыс. км. Это путешествие показало, что для механического транспорта Черный континент уже не преграда. Но были и другие результаты – научные и художественные. Кинооператоры отсняли более 26 км пленки, из которых создали около полусотни документальных лент. Плюс данные о недостатках и достоинствах автомобилей, богатейшие этнографические коллекции и 6 тыс. уникальных фотоснимков.

Загадочная Азия
Самым трудным автомобильным путешествием ХХ века считается “Желтый рейд”, также организованный компанией Citroёn в начале 30-х годов. Было решено пересечь Азиатский регион с запада на восток (старт – в Бейруте, финиш – в Пекине), по пути проводя научные изыскания. Маршрут составил 12,5 тыс. км по дорогам и бездорожью, через труднопроходимые перевалы, причем в условиях локальных конфликтов, раздиравших регион. Возглавил рейд неутомимый Жан-Мари Хаардт.
Стартовал пробег 4 апреля 1931 года. Правда, советское правительство отказало в визах участникам, и часть маршрута, проложенную по территории СССР, пришлось исключить, а планы срочно поменять. Вместо одного отряда автомобилей сформировали два: один вышел из Бейрута в Китай, второй – ему навстречу. Рандеву наметили в центре Тянь-Шаня, в местечке Аксу.
Бейрутская группа первую часть маршрута прошла легко, однако вскоре начались проблемы. Подробных карт районов, где пролегал маршрут, не было, дорогу часто приходилось узнавать у населения и встречных караванщиков. Особенно тяжело отряду пришлось в Афганистане: по 12 часов в день водители вели машины на 50-градусной жаре. Средняя скорость движения – 8 км в сутки! Тем не менее отряд пробивался к Китаю, пока позволяли условия, а когда тащить на себе машины уже не было сил, одну из них оставили в Гилгите (Индия), вторую же в разобранном виде отправили в Париж. Дальше двинулись верхом...
Еще хуже пришлось китайской группе. В Китае шла гражданская война, и путешественники угодили в плен. Их судьбой занялись дипломаты, которые все-таки добились освобождения соотечественников.
В Кашгаре (Китай) обе группы встретились, и путь до Пекина был пройден на автомобилях китайской части экспедиции. Пробег финишировал в столице Поднебесной 12 февраля 1932 года, однако радость победы омрачила последовавшая вскоре смерть Хаардта, скончавшегося 16 марта. Вернувшихся во Францию участников “Желтого рейда” чествовали в большом зале Сорбонны.

Константин Шляхтинский



Читайте в журнале Autonews №1:

ТЕМА НОМЕРА
Лучшее путешествие – на своей машине
Едва ли не главное достоинство автомобиля – способность подарить чувство свободы. Оно вдвойне ценно, когда вы соберетесь в отпуск. Основной темой этого номера стал автотуризм: все его преимущества и подводные камни

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
Вояж без прикрас
Чтобы вы знали, с чем можно столкнуться на самых популярных “отпускных” трассах страны, журналисты AN одновременно выехали из Москвы по разным направлениям. А теперь делятся впечатлениями

ГОРЯЧАЯ ТОЧКА
Садись за руль – Европа ждет!
Собравшись в Старый Свет на машине, прислушайтесь к советам знатоков. Лучшие маршруты по странам континента уже давно проложены

ПРОВЕРЕНО ПРАКТИКОЙ
Рентабельный отпуск
Машина напрокат за границей становится обычным делом. Правда, лишь в том случае, если заранее продумать все нюансы и предусмотреть, как преодолеть препятствия

ВОЯЖ
В чужой стране – по чужим правилам
Считая хаос на российских дорогах пределом безумия, вы глубоко заблуждаетесь. В некоторых местах паломничества туристов дела обстоят еще хуже. Готовьтесь к неожиданностям

ВЫБОР
Отрыв от коллектива
Вы наконец решились на индивидуальный тур? Желаете осуществить его, расположившись в кресле современного авто, но избежав в дороге неожиданных проблем? Тогда ваш путь – в специальное агентство. Там смогут сделать предложение на любой вкус и кошелек

ТЕХНОЛОГИИ
Дом в дорогу
Отправиться “самоходом” в многодневное путешествие, причем всей семьей, вполне можно без потерь в комфорте, при этом сэкономив на отелях и закусочных. Поняв, как устроен современный автодом, вы будете использовать его потенциал на все сто

STORY
Если не мелочиться
Индиана Джонс отдыхает, если сравнить некоторые его приключения с тем, что довелось испытать пионерам автопутешествий. Еще бы: ведь первые пробеги проходили по таким рискованным местам, как Африка, Юго-Восточная Азия, Афганистан

ТЕСТ AN
Люкс и полный привод
Еще недавно большие внедорожники ассоциировались с бритыми братками в адидасовских штанах. Теперь они – показатель статуса и успешности владельца. Значит, нужно знать, как правильно выбирать подобную машину

РЕЙТИНГ
Атака сзади
Бывает, на дороге так и хочется “поддать пинка” какому-нибудь тихоходу, выехавшему в левый ряд и едва ползущему. Прежде чем решиться на это, прикиньте, хватит ли на ремонт выплат по ОСАГО или придется доплатить свои

ТРЕНДЫ
Трагедии аналитиков
Чтобы не остаться без куска хлеба с маслом, эксперты авторынка все более осторожно предсказывают его развитие в России. Вот и теперь многие из них просчитались

ТЕСТ AN
Авто, и только авто!
Подчас за современной электроникой теряется сама сущность автомобиля, который должен доставлять удовольствие от езды. Создатели нового Ford Mondeo сумели избежать этого дисбаланса

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
Знал бы старик Генри...
Про Ford знают все. Но не все знают, через какие коллизии прошла эта компания белее чем за сто лет своей жизни. К примеру, что поначалу там трудились всего десять человек

КОМПАНИИ
Спустившиеся с небес
Некоторые думают, что создать автомобиль легко. “Это же не самолет”, – говорят они и... сильно ошибаются. Шведы из Saab тоже так считали, пока не начали конструировать машины

ОПТИМИЗАЦИЯ
Почерк Пикассо
Подчас поражаешься, как один автомобиль может объединить совершенно разных персонажей. К примеру, президента де Голля и киношного Фантомаса. Но это было давно, а кого притягивает новая модель Citroën?

ТЮНИНГ
Соло для авто с оркестром
Если вы решили сделать качественный звук в своей машине, надо быть готовым сразу к нескольким проблемам. Впрочем, некоторых трудностей можно избежать

25-Й КАДР
Доказательство... страха
Каскадеры – люди без нервов. Однако и на них Квентин Тарантино умудрился нагнать ужас, когда снимал новый фильм с бешеными погонями на автомобилях. Что осталось за кадром триллера, изобилующего ревом моторов и потоками крови?