branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

День рождения Адама Опеля и надувной покрышки

Во сколько обошелся немцам Chrysler? Кто придумал надувать покрышки? Как Форд победил изобретателя автомобиля? Почему Адам Опель остался верен швейным машинкам? Откуда у Ferrari взялся вздыбленный конь? Где прошла первая гонка “Формулы-1”?..
Адам Опель
Адам Опель
7 мая 1998 года немецкий концерн Mercedes-Benz объявил о приобретении американского Chrysler за 40 миллиардов долларов. Эта сделка стала самой крупной в истории; новая компания получила имя DaimlerChrysler. Концерн владеет европейскими марками – Mercedes-Benz, Maybach и Smart и американскими – Chrysler, Dodge, Jeep.

Некоторое время после слияния компании выпускали полностью независимый модельный ряд, а в 2003 году появились Chrysler Crossfire, построенный на платформе купе Mercedes SLK, и Dodge Sprinter (по сути, тот же Mercedes-Benz Sprinter). С этого момента автомобили Mercedes-Benz и Chrysler строятся на общих платформах.

В целом слияние нельзя назвать удачным – ему сопутствовали крупные скандалы, в том числе иск акционера Chrysler Кирка Керкоряна, который считает, что его интересы при сделке были ущемлены. Американская часть концерна приносит ему значительные убытки, поэтому велика вероятность, что вскоре Chrysler может быть продан. Среди претендентов все тот же Керкорян, предложивший почти в 10 раз меньше той цены, в которую обошелся Chrysler немцам.

8 мая 1845 года инженер Роберт Томсон запатентовал первую пневматическую шину – ее можно было накачивать воздухом. До того времени покрышки были бескамерными. Брезентовая трубка (камера) находилась внутри кожаной покрышки. Новая шина обеспечивала хорошие ездовые качества, но была очень сложной в изготовлении. В массовое употребление пневматические покрышки вошли уже в XX столетии. Помимо пневматической шины, Томсон также запатентовал в 1849 году перьевую авторучку.

8 мая 1879 года американский юрист Джордж Селден получил патент на одноцилиндровый двигатель внутреннего сгорания с использованием его на 4-колесном экипаже. Это событие прошло бы незамеченным, если бы существенно не повлияло на американскую автопромышленность. Благодаря еще одному изобретению Селден, безвестный прежде юрист, запатентовав в 1895 году “дорожную машину”, стал претендовать на отчисления с каждого производимого в США автомобиля.

Вместе со своим компаньоном Уильямом Уитни Селден получал по проценту с каждого автомобиля, проданного Ассоциацией лицензированных автопроизводителей. Так продолжалось несколько лет, пока Генри Форд, основавший в 1903 году в Детройте Ford Motor Company, и четыре других автопроизводителя решили не вступать в ассоциацию и оспорили законность выплат по патенту Селдену. Они утверждали, что используют на своих машинах двигатель другой конструкции, нежели запатентованный в 1879 году Селденом.

Первоначально судьи признали правоту Селдена и приговорили Форда к выплате 350 тысяч долларов. Но Форд опротестовал решение. Судебная тяжба длилась восемь лет, и 11 января 1911 года адвокатам Форда удалось доказать, что и он, и другие американские автопроизводители использовали в своих автомобилях двигатель конструкции немца Отто, а не американца Брайтона, на разработках которого базировалось изобретение Селдена. Вердикт по делу Форда-Селдена занял 14 тысяч страниц.

8 мая 1933 года в Нью-Йорке была введена в эксплуатацию первая система полицейской радиосвязи, установленная на патрульных машинах. В ее состав входил передатчик мощностью 20 Вт, установленный в участке, и два передатчика на автомобилях мощностью по 4,5 Вт каждый. Автомобильные рации на полицейских машинах прочно укоренились в массовой культуре XX века, в частности, стали одним из центральных “персонажей” знаменитого фильма “Погоня” с Марлоном Брандо, Джейн Фонда и Робертом Редфордом.

8 мая 1899 года было основано старейшее подразделение General Motors – Olds Motor Vehicle Company, выпускавшее марку Oldsmobile. Но более чем столетняя история не помогла Oldsmobile – в 2004 году с конвейера сошли последние машины.

9 мая 1838 года в немецком Руссельхайме родился Адам Опель, основатель фирмы Opel. Его имя увековечено в названии известной всем автомобильной компании, хотя до выхода первого автомобиля под маркой Opel Адам не дожил четыре года.

В 1863 году Адам Опель открыл в родном городе фабрику по производству швейных машин. В 1868 году он женился на Софи Мари Шнеллер, которая родила пятерых сыновей: Карла, Вильгельма, Генриха, Фридриха и Людвига. Все пятеро работали в семейном бизнесе.

С 1885 года фабрика Опеля начала собирать велосипеды. Когда он умер в 1895 году, его компания была лидером на рынке швейных машин и производила 2 тысячи велосипедов в год.

По совету матери дети Опеля решили заняться выпуском автомобилей. В 1899 году они договорились с производителем экипажей Фридрихом Лутцманом из города Дессау. Первый автомобиль Опеля назывался Opel Patent Motor Car, System Lutzmann.

В 1901 году Opel стал производить по лицензии автомобили француза Александра Даррака. Первый Opel собственной конструкции был выпущен в 1902 году. 2-цилиндровый двигатель мощностью 12 л.с. со встроенным водяным насосом развивал скорость до 45 км/ч. Популярность к Opel пришла в 1909 году с выходом небольшого 2-местного Doktorwagen’a – на нем особенно любили ездить немецкие сельские врачи.

11 мая 1947 года в итальянской Пьяченце состоялся дебют автомобиля под маркой Ferrari. В 1938 году Энцо Феррари ушел из Alfa Romeo, где проектировал и пилотировал гоночные автомобили, а в 1940 г. создал собственное предприятие Auto Avio Construzione. После Второй мировой войны фирма получила имя основателя.

На автомобиле Tipo 125, с которым Энцо дебютировал в Пьяченце, стоял небывалый по тем временам мотор V12. Машина лидировала с преимуществом в два круга, но поломка топливного насоса помешала закончить гонку. Несмотря на сход с дистанции, Феррари остался доволен результатом. В том же году его компания построила и продала три Tipo 125.

В Пьяченце автомобиль Феррари украшала эмблема с фигурой вздыбившегося коня – Феррари получил ее в 1921 году от матери легендарного летчика-аса Первой мировой войны Энрико Баракка, аэроплан которого украшал вздыбившийся конь. А желтый фон на эмблеме унаследован от родного города Феррари Модены.

13 мая 1950 года в английском Сильверстоуне в присутствии короля Георга VI прошла первая гонка первого чемпионата мира в классе “Формула-1” – соревнования на Большой приз Европы. На старт гонки вышли 22 пилота, среди них были Хуан Мануэль Фанхио, Луиджи Фаджоли. Победителем стал итальянский автогонщик Джузеппе Фарина на Alfa Romeo, по итогам сезона ставший и первым чемпионом.

Сильверстоун возник на основе аэродрома Royal Air Force, переданного после войны за ненадобностью английскими ВВС Королевскому автомобильному клубу. Свои первые победы в Сильверстоуне одержали Ferrari – в 1951 году и Williams – в 1979 году. Ferrari и McLaren выигрывали здесь по 11 раз. Самыми успешными пилотами Сильверстоуна являются Ален Прост и Джим Кларк – на их счету по пять побед.