Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам
России не позволили купить Chrysler
России не позволили купить Chrysler
Статьи 15 мая 2007
Статьи 15 мая 2007
России не позволили купить Chrysler
Вчера с молотка ушел Chrysler – его купила Cerberus Capital Management. Российские компании в торге не участвовали. Однако эксперты считают, что россияне продолжат следить за кризисными автозаводами и будут увеличивать собственные активы за счет европейских предприятий...
России не позволили купить Chrysler 
Эпопея с продажей убыточного американского подразделения Chrysler благополучно завершилась. Вчера стало известно о том, что немецко-американский автоконцерн DaimlerChrysler продал Chrysler американской инвестиционной компании Cerberus. Стоимость 80-процентной доли в Chrysler составила 7,4 миллиарда долларов. Благодаря покупке Cerberus станет новым крупным игроком на американском рынке. Чуть раньше компания купила 51 процент акций финансового подразделения GM (GMAC Financial Services) – за 14 миллиардов долларов.



О решении отказаться от Chrysler было объявлено в феврале 2007 года. Компании Daimler Benz и Chrysler объединились в 1998 году. Стороны рассчитывали создать мощную компанию, выпускающую автомобили известных марок по обе стороны океана, однако в итоге альянс себя не оправдал – предприятие терпело громадные убытки. Главные причины кризиса – наступление “японцев”, снижение спроса на грузовики малой грузоподъемности и внедорожники, отсутствие единой платформы для производства современных автомобилей эконом-класса.

Помимо Cerberus Capital Management, на приобретение подразделения претендовали инвестиционная группа Blackstone, канадский производитель автомобильных компонентов Magna, а также фонд Tracinda. Однако в конце концов владельцем убыточной компании стал Cerberus. Cerberus Capital Management, сообщает официальный сайт фирмы, одна из ведущих мировых инвестиционных компаний, которая специализируется на проведении финансовых операций, с тем чтобы трансформировать убыточные предприятия в успешные и, таким образом, повышать их стоимость.

Представители DaimlerChrysler уверены, что посредством сделки дали второе рождение своей “дочке”. Получится ли у нового владельца вывести предприятие из кризиса, покажет время. Исполнительный директор Chrysler Дитер Цетше (Dieter Zetsche) отметил, что Daimler и Chrysler по-прежнему будут работать вместе и осуществлять разработку всех автомобильных систем, финансовую деятельность и продажи на внешнем рынке. Впрочем, некоторые эксперты полагают, что вариантов может быть два: усиленно заниматься сокращением издержек и разработкой новых экономичных моделей, а также переносить производство в Азию, как это пытается делать GM.

Ходили слухи, что интересуется американским предприятием и российская группа “ГАЗ”, которая уже сотрудничает с Chrysler. Разговоры о том, что российские олигархи мечтают прикупить долю в крупной западной компании типа General Motors или DaimlerChrysler, ходят давно, однако до недавнего времени ничем не подтверждались. “Группа “ГАЗ” не планировала покупать Chrysler, и мы об этом уже говорили. Более того, даже опровергали такую информацию”, – говорит директор по связям с общественностью группы “ГАЗ” Владимир Торин. По словам Торина, сотрудничество с Chrysler на сегодняшний день ограничивается закупкой оборудования и лицензий на производство Chrysler Sebring и Dodge Stratus.

Аналитики сходятся во мнении, что вероятность того, что Chrysler могли купить российские олигархи, изначально была сведена к минимуму. Несмотря на то, что ГАЗ периодически предпринимает попытки прикупить какой-нибудь западный заводик, покупка Chrysler русским обошлась бы неоправданно дорого, считают эксперты. Кроме того, марку Chrysler многие находят не самой популярной, “без истории успеха”, не случайно ГАЗ будет выпускать новые автомобили под собственным брендом.

“ГАЗу это было бы неинтересно, так как он фокусируется на коммерческих автомобилях, – считает аналитик ИК “Тройка Диалог” Гайрат Салимов. – Что касается “Северсталь-авто” – компания предпочитает органичный рост, и покупка не соответствовала бы их стратегии”. Аналитик ИФК “Метрополь” Александр Жуков согласен, что покупка была бы возможной лишь в консорциуме с другими инвесторами – “в России на машиностроение таких денег нет”. Про ВАЗ аналитики в своих комментариях не упоминают. Да и не к чему, поскольку завод сейчас сам усиленно ищет, кому бы продаться. Кстати, целесообразность варианта покупки ВАЗа одним из отечественных заводов аналитики видят нулевой. “ГАЗу нецелесообразно покупать ВАЗ, – считает аналитик ИБ “Траст” Евгений Шаго. – Выход на рынок легковых автомобилей сейчас – не самая удачная идея в России, а марка Lada, на мой взгляд, имеет негативную стоимость”.

Несмотря на то, что русским Chrysler не достался, аналитики считают, что россияне продолжат следить за кризисными автозаводами и в ближайшее время смогут позволить себе сделать несколько выгодных покупок. В качестве основного глобального покупателя эксперты единодушно называют Олега Дерипаску и группу “ГАЗ”. Действительно, в течение последнего времени Дерипаска сделал несколько крупных зарубежных покупок. После лицензий и оборудования, необходимых для производства автомобилей Chrysler Sebring и Dodge Stratus, ГАЗ приобрел британский завод LDV Holdings, выпускающий коммерческие автомобили под маркой Maxus. Кроме того, пытался ГАЗ купить и итальянскую компанию VM Motori, которая производит дизельные двигатели. Проявляет интерес Дерипаска и к румынскому заводу Daewoo. А буквально на прошлой неделе компания “Русские машины”, входящая в группу “ГАЗ”, объявила о покупке 20 миллионов голосующих акций канадской компании Magna International, которая является одним из крупнейших мировых производителей автокомпонентов. Покупка акций обойдется россиянам в 1,5 миллиарда долларов. Кстати, Magna заявляла о своем желании купить пакет Chrysler.

В первую очередь речь идет об автозаводах Восточной Европы: RAF (Латвия), ARO (Румыния), “Застава” (Сербия), FSO (Польша), Tatra (Чехия), Ikarus (Венгрия) и пр. Это заводы, которые уже умерли, находятся на грани банкротства или выживания. Как комментирует А. Жуков: “Это происходит либо потому, что ими плохо управляют, либо потому, что они являются непрофильными активами. Своим владельцам они, может быть, и не нужны, а для российских компаний еще могут оказаться полезными”.

Елена Костякова
Комментарии