branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Россию завалят иномарками ценой до 10 000 долларов

Почти все мировые автопроизводители заявили о разработках автомобилей в низшем ценовом сегменте – low-cost cars. Не за горами время, когда менеджер крупной компании сможет позволить себе покупку нового автомобиля с одной зарплаты…
Весь мировой автопром охватила страсть к экономии. Крупнейшие мировые автоконцерны (Toyota, Nissan, Volkswagen с подразделением Skoda, а также General Motors) объявили о том, что начинают развивать сегмент супердешевых автомобилей стоимостью от 6 тысяч долларов, предназначенных для развивающихся рынков, среди которых Бразилия, Индия, Китай, а с ними и Россия.

Вышеупомянутые автопроизводители не скрывают, что за пример был взят успех Renault Logan, который в Европе продается за 7-8 тыс. евро, а в России стоит 9,5 тыс. долларов. “Особенно ярок успех Logan на фоне ожидаемого снижения продаж в США, – отмечает аналитик БД “Открытие” Халиль Шехмаметьев. – После выхода на 16 млн машин в год, что выше среднего показателя, все готовятся к снижению объема реализации автомобилей на этом рынке. А спрос в развивающихся станах будет расти”.

Вслед за французами практически все автопроизводители резко обратили внимание на нишу супербюджетных авто. Впрочем, у них для этого были вполне объективные причины. Раньше для такого автомобиля просто не было рынка, так как автомобиль позиционировался не только как транспортное средство, но как элемент имиджа его владельца. Но в Европе этот стереотип уже разрушен, даже топ-менеджер банка может приехать на работу в малолитражке. Теперь заставить потребителя заплатить за автомобиль большие деньги очень сложно. “В условиях примерно одинакового, приемлемого качества потребитель хочет более дешевый продукт, который сможет чаще менять, – отмечает аналитик ИБ “Траст” Евгений Шаго. – Таким образом, конкурентную борьбу выиграет тот, кто предложит более дешевое средство передвижения”.

Удешевления, как отмечают аналитики, можно достичь несколькими способами. Прежде всего, экономия доступна посредством значительной локализации – использования местных льгот и дешевой рабочей силы в странах-потребителях. Возможно, на российских заводах будет использовано оборудование, заменяемое на заводах в Европе и США. Колоссальные масштабы производства – еще один важный критерий, под который Россия вполне подходит. По оценке Х. Шехмаметьева, говорить о серьезном удешевлении можно, если речь идет об универсальной машине для рынков с населением более 3 млрд человек.

Самый больной вопрос – это удаление всех “необязательных” опций из базовой модели. Хорошо, если производители смогут оснастить свои бюджетные машины основными опциями, по которым сегодня плачет душа среднестатистического российского покупателя: гидроусилителем руля, кондиционером и подушками безопасности. О коже или дереве в отделке салона здесь, конечно, мечтать не приходится – все это заменит самый дешевый пластик, запах от которого не выветривается годами и который делает машину похожей на погремушку. Увы: не исключено, что обещанные дешевые машины будут различаться между собой разве что цветом кузова!

Впрочем, некоторые эксперты полагают, что низкая цена будет обеспечена не снижением потребительских качеств, а оптимизацией производства. Например, как замечает Х. Шехмаметьев, есть возможности по экономии на этапе конструирования – использование ранее разработанных узлов и решений. Также на этапе конструирования имеется возможность уменьшить количество операций при сборке и обработке. “Есть масса примеров такого сокращения, – напоминает эксперт. – Например, пулемет MG-3, стоимость которого была существенно сокращена лишь за счет замены фрезеровки на штамповку и т.д.”.

Новые бюджетные модели, на разработку которых сегодня брошены миллиарды, станут отличным дополнением к исключительно “российским” моделям, которые сейчас специально разрабатываются для российского рынка и чье производство будет налажено на местных сборочных площадках. Таким образом, в течение ближайших лет на нашем рынке появится не менее трех десятков принципиально новых моделей, предназначенных специально для “невзыскательного” российского покупателя. Не порадоваться такому ходу событий невозможно. Так или иначе, дешевые иномарки могут стать хорошим предложением для большей части населения, которая сейчас мыкается с вазовскими “десятками”.

С другой стороны, востребованность подобного рода “пустышек” остается все-таки сомнительной. Например, по оценке ИА “Автостат”, число продаж дешевых автомобилей (до $6000) в России интенсивно снижается. Это неудивительно, потому что сегодня эта ниша принадлежит только вазовской “классике”. Но средний диапазон (от $6000 до $10 000) также значительно снизился (с 42% в 2003 году до 25,6% – в 2006-м). А вот сегмент от $10 000 до $15 000 вырос только за последний год на 76%. Вероятно, подобная статистика обусловлена особенностями развития российского автомобильного рынка, который пока далек от насыщения и продолжает впитывать в себя технологичные новинки и изыски. В то же время большинство дилеров единодушно заявляют о том, что комфорт становится очень важным показателем при выборе машины для российского покупателя.

“Голые” машины есть в наличии у дилеров практически всегда, только в очередь за ними никто не встает. Публика больше ориентирована на модели чуть дороже $10 тыс., даже если есть возможность купить подешевле. Взять в пример хотя бы тот же VW Pointer, который имел “нулевую” комплектацию, но благодаря шильдику VW стоил не меньше $10 тыс. Буквально через считаные месяцы концерн был вынужден свернуть продажи . Конечно, за счет локализации стоимость иномарки можно существенно снизить, и если бы тот же Pointer сейчас начали продавать за $6 тыс., то машина стала бы неплохой альтернативой ВАЗам.

Кому из иностранцев быстрее удастся завоевать массового российского покупателя, вопрос довольно спорный. Например, у GM на сегодняшний день больше всего производственных площадок в России (Тольятти, Калининград, Санкт-Петербург, Нижний Новгород), но нет денег. Volkswagen никогда не отличался особой щедростью по отношению к российским покупателям. “Что касается японцев, у них даже малолитражки продаются в более высоком ценовом диапазоне, поэтому мне сложно представвить Nissan и тем более Toyota стоимостью $7000”, – отмечает Евгений Шаго. По всей видимости, в ближайшее время продажи будут проходить под девизом: больше опций за меньшие деньги, ну а проблема имиджа той или иной марки отойдет, похоже, на второй план.

Поэтому у отечественного автопрома выход лишь один – либо срочно придумать машину за 5 тысяч долларов со всеми “прибамбасами”, либо мы все дружно пересаживаемся на пустые, но все-таки иномарки. Так как-то спокойнее…

Елена Костякова