branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Смерть изобретателя тонированных стекол и другие события недели

Кто изобрел пневматические и дисковые тормоза. Почему Buick стал успешным, а Бьюик умер в бедности. Сколько фирм носит имя Даймлера. Откуда у BMW взялся пропеллер. Как Rover запускал турбину. Когда Peugeot перешел с воды на бензин. Из кого состоит “Большая тройка” британских инженеров...
5 марта 1658 года во французской Гаскони родился Антуан де ла Мот, сеньор Кадийак. Автомобилисты всего мира знают его по марке Cadillac, но он прославился и тем, что основал город Детройт и составил карту района Великих озер в Северной Америке для французской короны. Три с половиной века спустя встретить напоминание о Франции, а тем более французский автомобиль в американском Городе моторов можно разве что в музее.

5 марта 1872 года американец Джордж Вестингхаус запатентовал пневматический тормоз, который срабатывал от давления сжатого воздуха. Сам изобретатель видел предназначение этого тормоза для большегрузных железнодорожных товарных составов, но с началом автомобилизации пневмотормоза стали использовать также в автобусах и больших грузовиках. Основанная Вестингхаусом компания Wabco существует и по сей день, поставляя тормозные системы для коммерческого транспорта.

5 марта 1929 года скончался один из пионеров автоиндустрии Дэвид Бьюик. К числу достижений Бюика относится изобретение верхнеклапанного двигателя, в котором впускной и выпускной клапаны находятся внутри головки цилиндра. Он также первым оснастил автомобиль ветровым стеклом. Талантливый инженер, Бьюик не сумел стать столь же успешным бизнесменом. Основав Buick Manufacturing Company в 1902 году, Бьюик впервые же попал в сложное финансовое положение. Ему пришлось продать фирму Уильяму Дюранту. Buick стала первой в ряду компаний, составивших впоследствии General Motors. Бьюик некоторое время работал на Дюранта, но в 1908-м покинул автобизнес. Он умер в бедности, до конца дней проработав скромным инспектором Детройтской торговой школы.

6 марта 1900 года умер немецкий инженер и один из пионеров автомобилестроения Готтлиб Даймлер. О его первом автомобиле мы рассказывали на прошлой неделе. Но кроме четырехколесного экипажа Даймлер вместе с Вильгельмом Майбахом построил первый мотоцикл (в 1885 году), а также сконструировал четырехступенчатую коробку передач с ременным приводом ведущей оси.

Именем Даймлера называются сразу две автомобильные компании – немецкая DaimlerChrysler (при основании Daimler-Motoren-Gesellschaft) и британская Daimler. Впрочем, последняя потеряла самостоятельность еще в 1960 году, войдя в состав Jaguar. Немецкие автомобили Daimler вскоре после кончины Даймлера стали называть Mercedes, а вот в Туманном Альбионе под именем Daimler выпускаются топовые версии Jaguar XJ.

7 марта 1916 года можно считать днем основания BMW. В этот день немецкий авиапромышленник Густав Отто приобрел компанию Rapp Motorenwerke AG и основал Баварские авиационные заводы или Bayerische Flugzeugwerke AG. Круглый логотип со стилизованным крутящимся пропеллером – напоминание об авиационном прошлом компании, которая впоследствии получила имя Bayerische Motorenwerke GmbH.
После поражения в Первой мировой войне Германии было запрещено производить самолеты, поэтому в 1923 году компания переключилась на мотоциклы, а в 1929 году выпустила первый автомобиль – Dixi. Довоенные BMW блистали в гонках. BMW 328 выиграл знаменитую гонку Mille Miglia 1938 года. Первым послевоенным автомобилем стала модель 501 1951 года.

8 марта 1946 года скончался Фредерик Уильям Ланчестер. Вместе с Гарри Рикардо и Генри Ройсом Ланчестер входит в "Большую тройку" выдающихся британских автомобильных инженеров. В 1895 году он построил первый в Англии автомобиль с бензиновым мотором, а на рубеже веков основал компанию по производству двигателей Lanchester Engine Co. В начале XX века Ланчестер запатентовал систему, напоминающую современные дисковые тормоза, и центробежный регулятор скорости.

Ланчестер экспериментировал с такими привычными нам системами, как впрыск топлива и турбонагнетатель, впервые поставил тонированные стекла. Компания продавала немного машин, но каждая была сделана очень тщательно, и одна даже стала персонажем рассказа Редьярда Киплинга, который был владельцем. После Первой мировой войны фирма Ланчестера продолжала производить автомобили и даже некоторое время конкурировала с Rolls-Royce. Но уже в 1931 году Ланчестер продал свое детище фирме Daimler.

8 марта 1950 года на знаменитом кольце в Сильверстоуне состоялись испытания первого в мире экспериментального газотурбинного автомобиля – Rover JET1. Двухместный родстер с 200-сильной газовой турбиной, установленной сзади, развил максимальную скорость в 144 км/ч. Разгон до сотни, по замерам специалистов Королевского автоклуба, занял у реактивной машины целых 14 секунд. Огромным был и расход топлива – до 50 литров на 100 км. Создатели отмечали плавность хода, но побороть такую прожорливость не сумели.

Опыты Rover в области реактивных моторов продолжились в 60-х. Совместно с командой BRM они построили гоночное купе для участия в "24 часах Ле-Мана". Знаменитый формульный пилот Грэм Хилл, пройдя 311 кругов, не сумел закончить дистанцию и занял 13-е место. Такой же несчастливой была и судьба газотурбинного мотора – он так и не стал достойной альтернативой двигателю внутреннего сгорания. А JET1 занял свое место в британском Музее науки.

9 марта 1964 года с конвейера сошел первый Ford Mustang. Больше месяца фордовцы не показывали машину на публике, а когда показали, Mustang стал настоящей сенсацией. Небольшой, недорогой, спортивный, он пользовался большим спросом у молодежи. Одним из создателей Mustang был тогдашний глава компании Ли Якокка, а непосредственно за разработку и выпуск отвечал Дон Фрей. Базовая машина стоила недорого, поэтому Mustang охотно покупали мастера гаражного тюнинга. Успех был ошеломляющим, только за первые два года машина стоимостью менее $2500 принесла компании больше $1 миллиарда прибыли. Якокка и Mustang мелькали на обложках журналов, автомобиль мгновенно стал культовым.

11 марта 1890 года на заводе Peugeot построили первые два автомобиля (Peugeot type 2) с V-образными 2-цилиндровыми двигателями, выпущенными фирмой Panhard по лицензии Daimler. Это были первые машины Peugeot с бензиновыми моторами. До этого фирма братьев Пежо производила паромобили.