Autonews
Статьи

Украинцы будут производить в Нижнем старые автобусы и легковые авто

Пока General Motors строит завод в Шушарах, где будет производить Chevrolet Captiva и еще одну, пока что засекреченную, модель, партнеры GM из Украины вовсю продвигают собственный план...
Пока General Motors строит завод в Шушарах, где будет производить Chevrolet Captiva и еще одну, пока что засекреченную, модель, партнеры GM из Украины вовсю продвигают собственный план по завоеванию российского рынка. Автомобилестроительные корпорации “Богдан” и “Укравто” приступили к строительству собственного автозавода в Нижегородской области, в поселке Сошники Борского района. Участок общей площадью 50 га осенью этого года приобрела компания “Объединенные транспортные технологии” из Нижнего Новгорода, которая представляет интересы проекта обеих украинских компаний – корпорации “Богдан” и АвтоЗАЗа.

Планируемая мощность предприятия в Нижегородской области составляет порядка 160 тыс. легковых автомобилей и 6 тыс. автобусов “Богдан”. Начальная проектная мощность автозавода составит 25 тысяч легковых автомобилей и 6 тысяч автобусов в год. Как сообщили Autonews.ru источники в администрации Нижегородской области, завод будет построен на площадке, которая изначально предназначалась для строительства завода Toyota, пока японская компания вела переговоры об организации производства в этом регионе. Почему представители японского автогиганта отказались от строительства в этом районе, официальных комментариев не было, но источники в администрации района сообщили, что это могло быть связано с заметным дефицитом электроэнергии. Таким образом, представителям украинского завода придется сначала решить проблему энергоснабжения.

Основными легковыми моделями нового завода должны стать Chevrolet Lanos и Sens – Chevrolet Lanos с двигателями украинского “АвтоЗАЗ-Мотор”. Кроме того, по лицензии GM DAT на заводе будет собираться Chevrolet Aveo. Строительство завода планируется завершить в 2009 году. Как сообщают представители управляющей заводом компании, стоимость моделей Lanos, Aveo и Sens российской сборки не должна превысить 10 тыс. долларов. Стоимость автобусов “Богдан”, которые будут собираться на старых грузовых шасси Isuzu, напротив, будет выше российских аналогов и составит 30-40 тыс. долларов.

Но уже сейчас по поводу этого строительства возникло несколько вопросов. Известно, что проект строительства завода “Богдан” в Нижегородской области пока не получил одобрения Минэкономразвития РФ, а соответственно, неясно, какова ситуация со льготами, предоставляемыми заводам, осуществляющим промсборку иномарок на территории РФ. Другая нестыковка – это загадочный для большинства россиян автомобиль Sens. На Украине он пользуется громадным спросом из-за очень выгодной цены – в районе 7-8 тысяч долларов. По сути своей это – тот же Lanos, но оснащенный дешевым мелитопольским мотором мощностью всего в 70 л.с. Как заявила Ирина Калашникова, глава PR-отдела российского представительства GM, украинцам даны лицензии на производство только двух моделей Chevrolet – Lanos и Aveo. Sens продается на Украине под маркой Daewoo. В России Daewoo представлена только узбекской продукцией. Кроме того, современный Lanos – это уже рестайлинг седана с иным решением задней светотехники. Sens выпускается с кузовом дорестайлинговой модели. Также в Украине производится и Sens с кузовом хэтчбек. Так что позиционирование Sens в России не ясно, хотя можно с уверенностью сказать, что если эта модель действительно будет собираться в России, покупатели на нее найдутся.

С автобусами “Богдан” же ситуация и вовсе близка к абсурдной. Заведующий отделом развития конструкций автомобилей ФГУП НАМИ Тенгиз Дзоценидзе удивлен, как такой автобус мог быть сертифицирован по действующей в России нормативной базе. “Богдан” размещен на откровенно устаревшем шасси грузовика Isuzu меньшего размера и меньшей грузоподъемности, чем требуется для автобуса такого класса. Шасси в результате перегружено, тормозные механизмы и шины не выдерживают эксплуатационных нагрузок. Шины изнашиваются неравномерно, в результате чего передние разваливаются, в то время как задние не успевают отработать ресурс. Двигатель – малой мощности, и автобус из-за этого лишен динамики. Очень неудачный кузов, неудобное место водителя, неудобный вход и выход пассажиров. Несоответствие размеров шасси и кузова привело к тому, что колеса слишком глубоко утоплены в колесные ниши, из-за чего водитель элементарно не чувствует габаритов, а это уже приводит к опасности повреждения при подъезде к остановке, например. При объявленной цене “Богдана” (от 30 до 40 тысяч долларов) этот автобус может иметь перспективы, только если решать проблему его сбыта политическими методами, отметил эксперт, конкуренции с “ПАЗиками” он попросту не выдерживает, поскольку последние в два раза дешевле.

Аналитик ИК “Антанта-Капитал” Илья Макаров считает, что доля “Богдана” на российском рынке будет незначительна. “Объем производства “Богданов” составляет около 1 тыс. 700 единиц, а, например, группа “ГАЗ” выпускает около 37 тыс. микроавтобусов. “Богдан”, скорее всего, будет нишевым мелкосерийным производством, рассчитанным на более дорогой сегмент, чем, скажем, “Газель”. Поэтому о серьезной конкуренции я бы не говорил”, – отмечает эксперт. Однако аналитик “Уралсиба” Кирилл Чуйко считает, что парк автобусов в РФ сильно изношен, поэтому рынок будет расти. “В целом ожидается рост в данном сегменте, поэтому свое место на рынке “Богдан” займет”, – отметил он.

Евгений Липовицкий