Российские машины продают за рубеж за бешеные деньги
Российские машины продают за рубеж за бешеные деньги
Статьи 8 ноября 2006
Статьи 8 ноября 2006
Российские машины продают за рубеж за бешеные деньги
О некоторых автомобилях, созданных в России, мало кто знает, потому что они моментально раскупаются...
Немногие знают, что новые автомобили в России все-таки создаются – и продаются. Российские инженеры не стали ждать, пока местные автозаводы сподобятся предоставить массовому потребителю автомобили будущего, и начали строить машины сами. К сожалению, большинству россиян не суждено их увидеть.

В обещания “АвтоВАЗа” поразить публику своими новыми автомобилями уже мало кто верит. Но не стоит думать, что российский инжиниринг обречен на вымирание. Об автомобилях, созданных в России, мало кто знает, потому что они моментально раскупаются, а вся информация о них засекречена. Во-первых, мало кому из заказчиков хочется светиться такими деньгами: инвестиции в строительство достигают полумиллиона долларов. Во-вторых, порой специальные автомобили заказывают ведомственные структуры действительно для секретных целей.

Российские инженеры довольно давно делают в России авторские автомобили под заказ, уже как минимум 15 лет. К сожалению, прошли те времена, когда советские автодизайн переживал период своего расцвета – он пришелся на конец 1980-х. Именно тогда было создано множество знаменитых концептов как на самих заводах, так и в независимых дизайн-студиях. Увы, встать на конвейер большинству экспериментальных моделей суждено не было. С течением времени многие дизайнеры стали ограничиваться производством тюнинга, лишь единицы попытались наладить полноценное производство настоящих автомобилей, которое и существует до сих пор.

Автомобили, построенные русскими, довольно экспрессивны, в исполнении доминирует два стиля: брутальный военный и спортивный итальянский – что ж, таковы запросы клиентов. Наиболее известными в узком кругу автомобилями российского производства стали: Body и Body 2, Curara, Coupe, Next, Tetra, Treco, созданные в московской дизайн-студии Cardi. Большинство из них ушло за рубеж. В проектировании принимали участие русские дизайнеры, которые сегодня работают на международной арене. Еще один яркий проект – автомобиль с поэтическим названием “Небо”, созданный молодыми дизайнерами из НАМИ. Спортивная агрессивная машина могла бы вызвать интерес у молодежи, но, к сожалению, пока проект остается невостребованным – его руководители тщетно пытаются найти инвестора для организации хотя бы мелкосерийного производства. Собственно российскими разработками являются и спортивные болиды “Формула Русь” и “Феникс”.

Некоторые компании все-таки пытаются свои эксклюзивные автомобили продвигать на общем рынке. Например, в этом году получила свое уже четвертое рождение красавица “Лаура” – концепт, созданный питерскими дизайнерами еще в 80-х и когда-то поставленный в мелкосерийное производство. В 2006 году ее создатели решили, что пришло время “красотку” обновить и по-новому начать продвигать на рынке, собирать под заказ. Насколько выразительная “Лаура” приглянется современным автолюбителям, покажет время, но лет двадцать назад она произвела настоящий фурор.

И все же опасения, что обновленная “Лаура” исчезнет так же быстро, как и появилась, вполне оправданы. Существуют примеры, когда производители безуспешно пытались запустить в массовую продажу собственный эксклюзив. Например, рискнул поставить свою разработку (автомобиль “Ковбой”) на конвейер Черкесский завод Derways, правда, быстро отступился от этой затеи – не пошло, слишком уж “дешево и сердито”. Сегодня производство “Ковбоев” приостановлено, но на заводе говорят, что они готовы принимать заказы, которых пока единицы. Собиралась продавать авторские “Руссобалты” и компания “Russo Baltique”, которая обещала устроить презентацию новой модели возрожденного бренда сначала летом, а потом осенью этого года. Но в итоге компания отказалась от этой затеи, почему – выяснить не удалось, поскольку разработчики в настоящее время находятся за пределами России.

Все-таки частное автостроительство – дело весьма рискованное. Основная проблема, не позволяющая наладить хотя бы мелкосерийное производство авторских моделей, – недостаточный спрос, а значит, недостаточные объемы производства. Бизнесмены не готовы пока вкладывать деньги в частное автомобилестроение, пожаловались в студии Д. Парфенова (г. Санкт-Петербург), хотя в Америке это очень распространено. По оценке руководителя студии “Российский автомобильный дизайн” (Р.А.Д.) Геннадия Тишкова, для того чтобы окупить затраты на организацию мелкосерийного производства, понадобится от 5 до 8 лет. Как рассказал директор дизайн-студии Cardi Сергей Алышев, на строительство одного автомобиля уходит от года до двух, а инвестиции достигают от 100 до 500 тыс. долларов. Те, кто рискуют делать вложения в такого рода проекты, – настоящие фанаты.

Тем не менее, в настоящее время реализуется еще ряд секретных проектов по постройке новых российских концептов, но рассказать о них дизайнеры отказались. Еще бы: создание такого автомобиля – это не тюнинг, это строительство с нуля с использованием собственных запатентованных разработок. Известно лишь, что среди них будут внедорожник, ретро-автомобиль и спортивный автомобиль. В большинстве случаев для базы берется какая-то платформа и двигатель, все остальное делают мастера. Они устанавливают купленные комплектующие, колеса, доводят до ума подвеску и двигатель, полностью изготавливают кузов по своему дизайн-проекту, а также салон, проводят контрольные тесты.

К сожалению, то, что получается на выходе, успевают увидеть немногие. Российские концепты за баснословные деньги в основном уходят за границу. Российские дизайнеры высоко ценятся на Западе, тому пример – огромное количество наших специалистов, работающих в ведущих автоконцернах и вызывающих зависть соотечественников, которые также хотят приобщиться к мировому автомобилестроению. Увы, те, кому не удалось заполучить западный контракт, вынуждены реализовывать свои задумки здесь и по возможности зарабатывать на этом деньги, что в России пока вряд ли возможно.

По словам Г. Тишкова, дизайн-студии периодически пытаются наладить сотрудничество с отечественными автозаводами, но те отказываются от такого партнерства. Как рассказал управляющий дизайн-студией El Motors Эдуард Ройтман, частенько партнеры находятся за границей – к сожалению, на родине идеи и изобретения наших инженеров не всегда остаются востребованы.

Елена Костякова
Комментарии