branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

АвтоВАЗ не может определиться с кадрами

АвтоВАЗ продолжает лихорадить от кадровых перестановок. Москвичи не могут определиться, кто и как будет управлять автогигантом. Многие эксперты считают, что завершению реорганизации на заводе мешают интриги политического характера...
АвтоВАЗ не может определиться с кадрами
АвтоВАЗ не может определиться с кадрами
С тех пор, как на Волжский автозавод пришла новая команда менеджеров ФГУП “Рособоронэкспорт” во главе с Игорем Есиповским, прошел почти год. За это время на ВАЗе сменился как минимум десяток крупных управленцев-“старичков” и примерно столько же новеньких. Официальные представители АвтоВАЗа заявляют, что создание прозрачной и гибкой структуры управления, которая повысит инвестиционную привлекательность завода, – на сегодняшний день главная задача, которая стоит перед менеджментом. Что же на самом деле происходит на автогиганте и какие интриги там плетутся, угадывать сегодня уже никто не берется. Все просто ждут очередных перестановок. “Пока никаких знаков о том, что стратегия дальнейшего развития завода готова, нет, – отмечает аналитик ИК “Метрополь” Александр Жуков. – Ситуация, подобная сегодняшней, сохранялась и в июле, и в августе”.

Реформы на АвтоВАЗе явно затянулись. Огромный завод с громадным пакетом непрофильных активов перекидывают с рук на руки, словно мячик. Создается ощущение, что менеджеры сознательно уходят от ответственности за судьбу автогиганта. Через полгода после своего назначения президентом-гендиректором завода в январе 2006 года в отставку подал Игорь Есиповский, вся ответственность пала на плечи и.о. гендиректора Максима Нагайцева и председателя совета директоров Владимира Артякова (он также является заместителем генерального директора ФГУП “Рособоронэкспорт”). Впрочем, уже в ближайшее время в топ-менеджменте АвтоВАЗа ожидаются очередные перестановки. Должность В. Артякова прочат гендиректору ФГУП “Рособоронэкспорт” Сергею Чемезову, который был включен в совет директоров лишь 5 октября. О том, что С. Чемезов, скорее всего, займет место В. Артякова в ближайшее время, заявили в Федеральном агентстве по промышленности. При этом самому Артякову планируют предложить либо пост заместителя С. Чемезова, либо пост директора управляющей компании “Корпоративный центр “АвтоВАЗ”, которая начнет работать в следующем году.

Среди самых свежих кадровых изменений – отставка директора московского представительства АвтоВАЗа, младшего брата В. Артякова Юрия. Этот факт AutoNews.ru подтвердили в пресс-службе ОАО “АвтоВАЗ”. Именно Ю. Артяков в течение года занимался перераспределением квот в пользу московских дилеров – после успешно проведенной реформы он предпочел перейти на другую работу, не связанную с автобизнесом. Новым руководителем московского представительства АвтоВАЗа стал его бывший заместитель Дмитрий Гуров. Постоянная кадровая лихорадка характерна и для тольяттинской дирекции по сбыту, которая пока еще работает, – “гордые” тольяттинцы добровольно складывают с себя полномочия, отказываясь принимать участие в столичных интригах.

Эксперты считают, что основная задача всех кадровых движений – укрепление контроля над заводом. “Команда, стоящая у управления АвтоВАЗом, одна – это “Рособоронэкспорт”, – говорит А. Жуков. – Поэтому ни о каких радикальных кадровых перестановках сегодня уже говорить не стоит. Не случайно Чемезов был включен в совет директоров, это делается для того, чтобы менеджеры не пытались самостоятельно принимать решения”.

В то же время эксперты сходятся во мнении, что неразбериха с кадрами ни к чему хорошему не ведет. И тем более не ведет она к созданию единой концепции, которую в последний раз обещали представить в октябре месяце. Октябрь уж наступил, а планы АвтоВАЗа по-прежнему остаются тайной за семью печатями. Отсутствие единой концепции аналитики объясняют разногласиями во взглядах топ-менеджеров на возможное развитие завода и интригами политического характера. По мнению экспертов, профессионализм нового менеджмента может подтвердить оперативная презентация новой концепции развития, которая будет предполагать нечто иное, нежели постепенную потерю рынка.

“На конец прошлого года АвтоВАЗ можно было считать успешным предприятием, а сейчас уже очевидно, что проблемы у завода серьезные, – комментирует аналитик Инвестиционного банка “Траст” Е. Шаго. – Предприятие вынуждено решать проблему роста издержек, не имея возможности компенсировать этот рост адекватным повышением цен на свою продукцию. Если год назад казалось, что до планки 10 тыс. долларов еще далеко, то сейчас эта планка уже преодолена, и АвтоВАЗ сталкивается с ожидаемым падением спроса на свою продукцию”.

Свою роль сыграло и то, что к управлению автозаводом пришли военные. Все-таки управление огромным заводом требует соответствующей квалификации именно в производстве легковых автомобилей, а этот бизнес очень отличается от экспорта вооружений. Напомним, что в начале года общественность с энтузиазмом встретила команду И. Есиповского, считая, что жесткие управленцы смогут “разогнать кровь” старого и неповоротливого автогиганта. Однако воодушевление постепенно сменилось разочарованием: до сих пор ни один из озвученных в начале года инвестпланов не реализован, основной стратегический партнер не найден, говорить о принципиально новых автомобилях, скорее всего, еще долго не придется.

“Создается впечатление, что команда, которая пришла на АвтоВАЗ, не ожидала, с чем им придется столкнуться, – комментирует Е. Шаго. – Все эти звучавшие заявления о переводе производства комплектующих на оборонные заводы выглядят нелепо. Оборонка, конечно, умеет делать хорошо, но дорого и небольшими сериями, а АвтоВАЗу нужно много, недорого и с приемлемым качеством. Очевидно, что на предприятии требуются профессиональные менеджеры, способные вытащить завод из ямы, в которую он начинает падать”.

Напомним, в последний раз В. Артяков обещал представить новую стратегию развития завода в октябре. “Октябрь еще не кончился, – заявили AutoNews.ru на заводе. – Все впереди”.

Елена Костякова