branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Россияне освоили новые способы нажиться на автостраховщиках

За три года обязательного автострахования автовладельцы поняли свои права и научились ими злоупотреблять – обманывать страховщиков...
Россияне освоили новые способы нажиться на автостраховщиках
Противостояние между страховыми компаниями и автовладельцами продолжается. В августе страховщики подвели итоги трех лет ОСАГО – утешительного мало. Банкротов все больше, а инициативу повысить страховые тарифы правительство пока не поддержало. К тому же, добавился новый повод для беспокойства: в борьбе за свои кровные автовладельцы научились обманывать страховщиков.

Страховщики жалуются на зверские условия работы и медленное развитие страхового рынка. Автовладельцы в свою очередь ненавидят страховщиков, которые, как многие считают, только и стремятся “зажать” выплаты по ОСАГО. Три года обязательного автострахования ни для одной из сторон не прошли даром. “За это время автовладельцы поняли свои права и научились ими злоупотреблять – обманывать страховщиков”, – с грустью констатировал президент Союза страховщиков Петербурга и СЗФО Андрей Сумбаров на конференции, посвященной итогам трехлетия ОСАГО.
“К сожалению, с попытками мошенничества со стороны страхователей мы сталкиваемся довольно часто, – подтверждает руководитель департамента экономической и информационной защиты бизнеса “Росгосстраха” Александр Мозалев. – О масштабах свидетельствуют такие цифры: в 2005 году служба безопасности “Росгосстраха” выявила 2139 случаев мошенничества, по которым правоохранительные органы возбудили 290 уголовных дел. Для компании в 2005 году сэкономлено 6,8 млн долларов, что на 2,3 млн долларов больше, чем в 2004 году”.
Выдумке и фантазии некоторых автовладельцев можно только позавидовать. Соблазн получить приличную сумму из ниоткуда очень большой. Правда, на откровенные финансовые махинации решаются немногие, хотя такие случаи известны: получаешь справку у оценщика о признании автомобиля не подлежащим восстановлению, дав ему “на лапу”, при этом со страховой компании “срубая” крупный куш в несколько десятков тысяч долларов. К тому же, разбитую машину забираешь с собой (в США, например, автомобиль переходит в собственность страховой компании, после чего выставляется на аукцион), а потом ее еще и продаешь – сплошная выгода.
Другие автовладельцы в погоне за легкими деньгами просто выдумывают неправдоподобные истории и в ходе экспертизы стоят до последнего. К примеру, недавно специалисты филиала НАСТА в Чебоксарах выявили и предотвратили попытку незаконного получения страхового возмещения по полису ОСАГО в размере 120 тыс. рублей, рассказывает исполнительный вице-президент компании НАСТА Сергей Ефремов. В компанию обратился водитель автомобиля Audi-80 с заявлением о выплате ему страхового возмещения за автомобиль, поврежденный в результате ДТП по вине автовладельца – клиента НАСТА по ОСАГО. Из представленных документов следовало, что автомобиль Audi-80 получил значительные механические повреждения при столкновении с автомобилем ЗИЛ. Заявитель утверждал, что водитель автомобиля ЗИЛ осуществил перестроение без соблюдения ПДД, в результате чего и произошло столкновение.
Экспертами была проведена проверка материала по страховому событию. При осмотре автомобиля Audi-80 было выявлено, что автомобиль не мог получить тотальные повреждения при обстоятельствах, описанных в схеме ДТП. В дальнейшем выяснилось, что заявленного ДТП вообще не происходило. 21 декабря 2005 г. группа лиц (включая сотрудников ГИБДД) в целях незаконного получения страхового возмещения обманным путем сфабриковала и представила в НАСТА документы о дорожно-транспортном происшествии. Результаты расследования были официально оформлены и переданы в компетентные органы.
По словам А. Мозалева, в последнее время все чаще приходится иметь дело с попытками мошенничества с так называемыми машинами-“двойниками”, имеющими одинаковые номера двигателей, кузова, агрегатных узлов. Это машины, завезенные контрабандой в страну в 90-е годы, и теперь, в связи с постепенной легализацией авторынка, от них пытаются избавиться.
Поскольку деньги терять никому не хочется, их пытаются получить со страховой компании. Например, как рассказали в “Росгосстрахе”, в Екатеринбурге клиент компании, владелец бронированного BMW, объявил, что его машина внезапно загорелась прямо во время движения. “Мы выяснили, что машины такой же марки и с такими же номерами зарегистрированы в Москве и Рязани, – рассказывает А. Мозалев. – Это нас насторожило, а потом пожаротехническая экспертиза установила, что автомобиль сгорел в результате поджога. Разумеется, клиенту – а это весьма уважаемый в городе бизнесмен и состоятельный человек – в выплате было отказано”.
Питерские страховщики отмечают, что участились и случаи “миграции” застрахованных автовладельцев от одной страховой компании в другую с целью сокрытия вины в ДТП. Тем самым плательщики стараются уйти от повышающего коэффициента.
Страховщики как могут пытаются противостоять недобросовестным клиентам. Единая клиентская база в России пока отсутствует, что, опять же, только способствует разгулу мошенничества. Но определенные шаги в этом направлении делаются.
Свою базу уже имеет Российский союз страховщиков. На этапе заключения договора служба безопасности проверяет автомашину совместно со службами безопасности страховых компаний, входящих в РСА, через специальную систему, выясняется, не застрахована ли она в какой-нибудь другой компании и не находится ли в угоне. В этом случае также можно выявить так называемые случаи “двойного страхования”.
“Должен отметить, что большинство собранных материалов по выявленным случаям страховых мошенничеств мы передаем в правоохранительные органы, – предупреждает А. Мозалев. – Исключение составляют те случаи, когда страхователь, смошенничавший при получении выплаты, признал свою ошибку и добровольно вернул деньги компании”. Пока таких совестливых немного.

Елена Костякова