Autonews
Статьи

Питерские автозаводы выставят "АВТОВАЗ" с рынка

Новые автозаводы в Ленинградской области должны дать "хорошего пинка" АВТОВАЗу...
Автосервисы
Autonews
Искать больше не нужно.
Гарантируем качество услуг.
Всегда рядом.
Выбрать сервис
АВТОВАЗ простимулируют новыми заводами иномарок
АВТОВАЗ простимулируют новыми заводами иномарок 
Ленинградская область превращается в крупнейшую индустриальную площадку, где будут построены новые автозаводы – Toyota, Nissan и General Motors. В Калуге появится завод Volkswagen. Правительство РФ к иностранцам весьма благосклонно, но при этом оказывает сильную поддержку и единственному крупному российскому игроку - "АВТОВАЗу". Российский автогигант получил последнюю передышку: пока иностранцы ведут стройку, у него еще есть шанс определиться со стратегией развития и в итоге стать конкурентоспособным игроком. Иначе на отечественных автомобилях можно будет ставить крест.

Автомобильной столицей России всегда считался Тольятти, где находится Волжский Автомобильный завод. Ни одно автопроизводство в России не имеет тех объемов, что "АВТОВАЗ" - около 700 тыс. автомобилей в год. В течение последних лет позиции завода серьезно пошатнулись, и очень скоро Тольятти свой статус потеряет: финансовые потоки устремились в Санкт-Петербург. Именно этому городу уготована роль "российского Детройта", где в ближайшем будущем будут сосредоточены заводы крупнейших мировых автопроизводителей.

Напомним, что в течение последних месяцев сразу несколько автопроизводителей приняли решение о начале производства в России. Таким образом, близ Питера будет расположено наибольшее количество автомобильных заводов – General Motors, Nissan, Toyota; во Всеволожске Ленинградской области с 1999 года работает завод Ford.

Ленинградская область не случайно была выбрана автопроизводителями в качестве производственной площадки. Преимуществом считается то, что Санкт-Петербург имеет выход к Балтийскому морю, это удобно для доставки на завод импортных комплектующих. Более того, Питер – вторая столица с развитым рынком и, наравне с Москвой, приоритетный регион для дилеров. Немаловажный аспект для инвесторов – экономия на оплате труда (в сравнении с западной зарплатой почти в три раза) и, как отмечают в представительстве Ford, наличие квалифицированной рабочей силы (что весьма спорно). Иностранцы, наблюдающие стремительное развитие российского авторынка, весьма охотно делают инвестиции в создание новых площадок. Компании делают акцент на том, что правительство области ведет себя очень лояльно и предоставляет инвесторам благоприятные условия. В то же время инвесторы требуют обязательной господдержки, которая должна стать финансовой гарантией предприятия.

Правительство РФ действительно с большим энтузиазмом вдруг отворило двери иностранцам. Это вполне объяснимо, ведь все налоги пойдут в правительственную кормушку. С приходом иностранцев возникнут новые рабочие места, и самое главное - появится стимул для развития компонентного производства в России за счет будущей локализации. "Старички", не первый год собирающие иномарки в России, также с энтузиазмом отнеслись к появлению мощных конкурентов.

В качестве еще одной немаловажной причины благосклонности российского правительства к иностранным автопроизводителям эксперты называют желание создать вокруг единственного крупного российского игрока "АВТОВАЗа" конкурентную среду и таким образом вытянуть его "за уши" из болота, в котором он погряз. Большинство специалистов уверены, что привлечение в Россию новых мощных игроков не загубит ВАЗ окончательно, а только даст ему, что называется, хорошего пинка. Можно сказать, государство ведет двойную интригу: с одной стороны – дает прекрасные возможности иностранцам для развития, с другой – пытается поднять свой завод.

Очевидно, что для этого необходимы будут глобальные усилия, поскольку с ростом рынка иномарок народ веру в АВТОВАЗ ощутимо теряет. Необходима мощнейшая PR-кампания для поднятия имиджа, новые цены и качество. С приходом нового руководства на завод в начале года АВТОВАЗ пытается в кратчайшие сроки исправить ситуацию. Пересматриваются ценовые параметры с поставщиками, разрабатываются серьезные программы по энергосбережению, по оптимизации расходов, связанных с поддержанием непрофильных активов и.т.д.

И, тем не менее, эксперты сходятся во мнении, что пока рано говорить о результатах тех преобразований, которые пытается делать новое руководство "АВТОВАЗа". Как считает аналитик ИФК "Тройка Диалог" Гайрат Салимов, "АВТОВАЗу" сейчас важно сфокусироваться на экспорте: "Если завод сделает машину, которую можно будет продавать не только в России, но в Восточной Европе и других странах, то он выживет и станет крупным игроком. На рынках многих стран национальные чемпионы автопрома в лучших случаях занимают не более 50%. Большая их часть вынуждена активно идти на иностранные рынки, особенно в легковом сегменте. Пытаться выжить, защищаясь, и вариться только в своем рынке - это неправильно. Или ты конкурент глобально, или ты вообще неконкурентоспособен".

Таким образом, сейчас для завода важно – определиться со стратегией своего дальнейшего развития, и как можно скорее, пока строятся конкуренты. У иностранных заводов еще могут возникнуть проблемы из-за непредсказуемости российской государственной политики. Принимая инвесторов на одних условиях, правительство всегда может ввыкинуть "финт" и условия эти поменять. Именно так случилось с российским "Фордом" и "Автотором": буквально после того, как стало известно о выходе новых игроков, "Форд" лишился беспошлинного таможенного оформления автомобилей, а "Автотор" переживает конфликт с российским правительством, которое, по неофициальной информации, хочет лишить его права беспошлинного ввоза машинокомплектов. Есть мнение, что таким образом хотят уравнять в правах "старичков" и своих новых партнеров. Поэтому еще неизвестно, как правительство поведет себя в будущем по отношению к иностранным компаниям в случае, если его детище "АВТОВАЗ" все-таки встанет на ноги.

Елена Костякова