В следующем году россияне роста цен на бензин не заметят
В следующем году россияне роста цен на бензин не заметят
Статьи 29 ноября 2005
Статьи 29 ноября 2005
В следующем году россияне роста цен на бензин не заметят
Президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов сообщил, что в следующем году бензин вырастет в цене примерно на 11%, то есть, где-то до 20 рублей за литр. Причем рост будет постепенным, около 1% в месяц, и россияне его не заметят...
В следующем году россияне роста цен на бензин не заметят 
Последние два года, вместе с ошеломляющим ростом российского автопарка, примерно такими же темпами росли и цены на бензин. Цена на бензин за прошлый год выросла в среднем на 27,3%, а с начала этого года — еще на 15,1%. В этих условиях правительству пришлось пойти на замораживание этой осенью цен на бензин до конца года. Как и всякое искусственное вмешательство в рыночные процессы, это решение породило вероятность резкого скачка цен в следующем году. Некоторые аналитики предсказывали рост цен на «горючку» в район 25-27 рублей за литр, почти в 1,5 раза.

Однако, похоже, сами нефтяные компании не заинтересованы в том, чтобы цены на автомобильное топливо росли как на дрожжах, да и мировой рынок нефти после бурного первого полугодия несколько поутих. Недавно один из главных нефтяных королей нашей страны, глава ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов обнадежил соотечественников-автомобилистов, спрогнозировав рост цен на нефтепродукты, в том числе и бензин, примерно на 11% за весь следующий год. Причем рост будет «растянут» по времени – топливо будет дорожать примерно на 1% в месяц, и автомобилисты его практически не заметят.

«Газпром» и РАО «ЕЭС России» также прогнозируют подъем тарифов на энергоносители в пределах 11%. Такой уровень реален, поскольку, судя по состоянию рынка, резких колебаний цен на нефть на мировом рынке не предвидится. То есть цена литра бензина вряд ли выйдет за рамки 20 рублей за литр. Такой вот маленький подарок компаний ТЭК всем россиянам. Не убили, и спасибо.

К Новому году подготовило свой подарок и Минэкономразвития. Департамент государственного регулирования тарифов и инфраструктурных реформ министерства обнародовал перечень мер по установлению более адекватного контроля за уровнем цен на нефтепродукты. Так, акцизы на высококачественное топливо будут понижены, а на низкопробный бензин, напротив, повышены. По логике чиновников МЭРТ, уже к следующему году это вынудит нефтеперерабатывающие заводы переориентироваться на выпуск более качественных сортов топлива. Свою стратегию в экономическом ведомстве намерены подкрепить лоббированием четких сроков перехода на стандарты «Евро-3» и «Евро-4» при эксплуатации автомобилей.

Однако, нужен ли россиянам такой «контроль»? Показателен в этой связи пример Владивостокского НПЗ, владельцы которого из-за большого количества в регионе автомобилей с более экологичными двигателями из Японии год назад посчитали уместным производство топлива с нормативами «Евро-3» и «Евро-4». Как показала практика, литр бензина при этом подорожал на 50 копеек.

Напомним, с госрегулированием «по-русски» страна уже сталкивалась в конце прошлого года, когда после очередного роста цен на автомобильное топливо президент вызвал на разговор В.Алекперова. Итогом беседы стало 5-процентное снижение цен на 1500 автозаправках компании по всей стране, а также 270 АЗС, работающих с «Лукойлом» по договору франчайзинга. Послание президента разошлось тогда и по прочим операторам бензинового рынка. Но политической харизмы хватило лишь на несколько недель, после которых цены на ГСМ вновь поползли вверх.

Не стал исключением и сентябрьский диалог бизнеса и власти. После резкого скачка цен на «горючку» в конце августа – начале сентября представители Государственной думы обратились в правительство с просьбой стабилизировать цены на горюче-смазочные материалы. Хотя речь тогда шла лишь о топливе для сельхозпроизводителей, пошли слухи о возможном госрегулировании цен и на автомобильный бензин. Итогом возмущений народных избранников и правительственных чиновников стало координационное совещание, на котором нефтяники и договорились о том, когда прекратить рост цен на бензин. Официальной датой «заморозки» цен стало 19 сентября, а объявлено о ней было после совещания главы Минпромэнерго Виктора Христенко и представителей "Роснефти", ЛУКОЙЛа, "Сибнефти", "Сургутнефтегаза" и ТНК-ВР. Таким образом, и власть показала, что «работает для народа», и нефтяные компании пошли навстречу людям, которые еще не обзавелись собственными нефтяными скважинами.

Но «мерзнуть» топливу пришлось недолго. По данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат), потребительские цены на бензин в среднем по России в октябре выросли на 0,5% по сравнению с сентябрем и составили 16,35 рубля за литр. В частности, бензин марки А-76 подорожал на 0,5% до 14,29 рубля за литр, а Аи-92 и Аи-95 — на 0,4% до 16,76 и 17,99 рубля соответственно. Дизтопливо при этом выросло в цене на 0,8% до 15,54 рубля за литр.

Несмотря на нынешний прогноз В.Алекперова, эксперты считают, что успокаиваться россиянам рано, поскольку заявленные 11% для роста отечественной «горючки» — не предел. Топливному рынку страны до сих пор вполне успешно удавалось жить своей обособленной от политической и экономической воли отдельных персоналий жизнью. Успокоиться цены на бензин могут лишь при создании внутренней топливной биржи, каковая идея пока лишь призрачно витает в воздухе.































































































Обобщенная структура цены на бензин (на примере Аи-92)
Составляющие конечной ценыДоля в цене, %
Себестоимость добычи нефти   6
Акциз 20
НДПИ 12
Прочие налоги 22
Переработка и эксплуатация 18
Прибыль НК 13
Прибыль АЗС   9
Конечная цена100
Источник: МТА

Артур Саруханов
Комментарии