Autonews
Россияне перестали покупать иномарки
Статьи 5 декабря 2005
Статьи 5 декабря 2005
Россияне перестали покупать иномарки
Производственная сумятица на ряде российских предприятий, собирающих сравнительно бюджетные иномарки, внезапно обнаружила начало конца бума на отечественном авторынке. Похоже, даже вновь появляющиеся в России дешевые забугорные авто не смогут вернуть былые темпы роста рынку, близкому к насыщению…
Россияне перестали покупать иномарки 
Из четверки лидеров самых продаваемых по итогам 9 месяцев текущего года на территории РФ иномарок только японский Mitsubishi Lancer (который вышел в лидеры продаж по итогам 10 месяцев) упорно не меняет гражданство на российское. После перебоев с поставками комплектующих для сборки Hyundai Accent и Sonata, падающих продаж тольяттинского СП GM-АВТОВАЗ и производственных коллизий на всеволожском «Форд Мотор Компани» октябрьское сокращение объема продаж иномарок на 12% экспертам удивительным не показалось. Ведь на долю автомобилей стоимостью до 15 тысяч долларов приходится сегодня около трети от общего числа продаж иномарок в стране.

По данным аналитического центра компании «АСМ-Холдинг», за 10 месяцев текущего года калининградский «Автотор» собрал около 17 тыс. Kia, BMW, Hummer и Cadillac вместо запланированных ранее 30 тысяч, GM-АВТОВАЗ — около 53 тыс., ТагАЗ вместо 70 тысяч Accent и Sonata собрал лишь 35 735 седанов. При этом до конца года производство в Таганроге будет доведено лишь до 40 тыс. автомобилей, на долю московского «Автофрамоса» придется около 10 тыс. собранных Renault Logan, всеволожского «Форд Мотор Компани» — около 32 тыс. Focus, ижевского «ИЖ-Авто» — около 8 тыс. Kia Spectra.

В результате по итогам года россиянам достанется 160 тыс. собранных на территории РФ иномарок против 133 тысяч годом ранее. Начальник аналитического центра «АСМ-Холдинг» Виктор Пашков, отмечающий замедлившиеся темпы производства иномарок в России, склонен видеть причину происходящего в снижении спроса, «недоразумениях» с поставками комплектующих на ТагАЗ и провалами в маркетинговой политике тольяттинского GM-АВТОВАЗ. «При увеличении производства опережающими темпами рано или поздно наступает насыщение рынка — это нормальный процесс», — говорит В.Пашков. Впрочем, по его словам, сократилась и динамика ввоза в Россию готовых иномарок: по итогам года их импорт ожидается на уровне 600 тыс. штук, что лишь на 48% превышает показатели годичной давности (406 тыс.). При этом в 2004 году по сравнению с 2003 годом импорт иномарок вырос на 186% (с 217 тыс.).

По словам PR-менеджера ТагАЗа Ивана Карпузова, после 3-недельного простоя таганрогского конвейера в октябре, связанного с забастовками рабочих на корейских заводах Hyundai, производство на таганрогском заводе вернулось в прежнее русло. «Однако наши корейские партнеры не смогли обеспечить тот объем поставок комплектующих, который был запланирован в начале года. В результате, по нашим прогнозам, производство в текущем году составит лишь 50 тыс. Accent и Sonata пятого поколения», — сетует И.Карпузов.

Дилеры «Форд Мотор Компани» в связи с протестами рабочих всеволожского предприятия против низких окладов пока беспокойства не выражают. По словам директора по продажам «Независимость Форд» Дмитрия Колесниченко, заказанные клиентами ранее Focus отпускаются в срок, и перебоев в поставках до конца года не ожидается. Однако известно, что профсоюз завода настроен решительно и в случае, если консенсус между руководством «Форд Мотор Компани» и рабочими найден не будет, дилеров придется побеспокоить уже после новогодних праздников.

Куда хуже обстоят дела у тольяттинского СП GM-АВТОВАЗ, чьи продажи на внутреннем рынке за 9 месяцев 2005 г. как ни у одного российского производителя иномарок снизились по сравнению с аналогичным периодом 2004 г. на 9,1% до 34 583 автомобилей. А в конце лета менеджмент СП вынужден был признать после почти года продаж Chevrolet Viva, что перспективы седана на базе старой Opel Astra были явно переоценены. В результате уже в следующем году тольяттинское СП, очевидно, ограничится лишь выпуском заряженной версии седана под названием «Адреналин». Учитывая факт сокращения производства дорожающего внедорожника Chevrolet Niva, отсутствие у GM-АВТОВАЗ четких планов относительно перспективных моделей выглядит, по меньшей мере, странным.

Оценки экспертов будущего отечественного авторынка сводятся к мнению, что россияне становятся со временем более требовательными в силу растущих доходов. Если до сих пор успешным продажам дилеров вполне способствовали красиво оформленные шоу-румы с расставленными тут и там иномарками с табличками, скупо описывающими достоинства авто, то в дальнейшем без упора на обученный персонал и постпродажное обслуживание ранее реализованных машин выживать на рынке будет все сложнее. Повидавший за последние несколько лет виды отечественный автопарк впредь все пристальней будет присматриваться к новичкам, особо щедро награждая сравнительно дешевых (а, следовательно, массовых) из них.

Между тем, развивающаяся система автокредитования все чаще подстрекает потенциальных автовладельцев взбираться все выше по ценовой лестнице, уходя все дальше от поднадоевшего сегмента «Лад» и «Волг». Позиции в нем останется сдерживать разве что московскому Renault Logan и украинскому Daewoo Lanos (цена седанов стартует с отметки 8 990 долларов). Хотя планы по продажам Lanos на этот год в российском представительстве GM сообщить затруднились, ссылаясь на недавний старт, в следующем году, по словам менеджера службы по связям с общественностью Виктории Яценко, в страну будет ввезено 35 тысяч украинских седанов.


Артур Саруханов

Комментарии